Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
 

Еще десять лет назад в нашей стране такого понятия, как «депрессивный ребенок», не существовало. А любое состояние хандры или просто плохое настроение называли депрессией.
На самом же деле депрессия – серьезное психическое расстройство, требующее фармакологического лечения у психиатра.
А депрессивность – в первую очередь психолого-педагогическая характеристика ребенка. Не болезнь, а длительное эмоциональное неблагополучие психически здорового подростка. И «лечат» его не таблетками, а вниманием, заботой и поддержкой любящих взрослых.

Елена ИВАНИЦКАЯ

В поисках эмоционального равновесия

Главная причина его утраты у подростков, как показывают исследования, – нарушенные отношения с родителями

Подростковая депрессивность – это и проблемы со школьной успеваемостью, и побеги из дому, попытки самоубийства, стремление «исправить» свое состояние с помощью алкоголя или наркотиков.
Сегодняшняя депрессивность становится фактором риска на будущее, потому что конфликтность и агрессивность характера, задержка социального развития оборачиваются невозможностью занять достойное место в социуме. Подросток-изгой отвергает общество, но и общество отвергает его – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Кандидат психологических наук Вероника Сорокина исследовала негативные переживания детей в начальной школе и установила, что от эмоционального неблагополучия страдают не менее 10–12% младших школьников.
«Авторитарный стиль педагогического воздействия становится фактором, усугубляющим ситуацию, – утверждает исследовательница. – А незнание картины переживаний ребенка приводит к усилению эмоционального неблагополучия детей в школе».
Группа российских ученых вместе со специалистами Голландии, Финляндии и Германии вот уже десять лет проводит мониторинг психоэмоционального состояния учащихся 12 – 17 лет в регионах Российской Федерации, а также на Украине и в Киргизии. Участники проекта психологи Андрей Подольский и Ольга Идобаева создали «карту» подростковой депрессивности.
Оказалось, что наименьший (хотя все равно очень высокий!) процент депрессивности – у семиклассников, ребят 12 – 13 лет: 19% от общего количества школьников этого возраста. Самый высокий, более 40%, – у девятиклассников. И только у самых старших школьников уровень депрессивности несколько снижается.
Очень важный момент: уровень депрессивности девочек 14 – 15 лет более чем в два раза выше, чем у мальчиков. У мальчиков постепенно нарастает эмоциональное неблагополучие: чем школьник старше, тем выше уровень депрессивности.
У девочек картина принципиально иная: резкий, в два с лишним раза, скачок от семиклассниц к девятиклассницам – от двадцати процентов к пятидесяти двум! А затем тоже очень резкое, до 30 процентов, уменьшение уровня депрессивности у старших девушек. Что же происходит в жизни девочек в 14 – 15 лет?
Почему они превращаются в угнетенных и депрессивных? И отчего спустя всего два года, несмотря на продолжающееся взросление и близящееся окончание школы, приносящее, казалось бы, все новые и новые проблемы в жизнь девушек, их эмоциональное состояние улучшается?
Однозначно ответить на эти вопросы психологи не берутся. Но считают, что эти поразительные данные, подтвержденные многолетними наблюдениями, должны насторожить родителей и педагогов.
Как и насколько связано угнетенное эмоциональное состояние подростка с особенностями его жизни, взаимоотношений в семье, школе, в кругу сверстников?
Первым параметром, которым проверялась связь депрессивных состояний подростка, было экономическое состояние семьи, ее годовой доход.
Обнаружилось неожиданное: уровень экономического благосостояния семьи, высокий он или низкий, сам по себе не выявил значимых связей с уровнем депрессивности ни у мальчиков, ни у девочек.
Столь же несущественной оказалась связь подростковой депрессивности с уровнем образования родителей.
Зато прослеживаются очень четкие связи с родительским стилем поведения, с директивностью родителей, непоследовательностью воспитательной тактики матери, а также с тем типом родительско-детских отношений, который подростки воспринимают как враждебность.
Статистический анализ, проведенный отдельно для юношей и для девушек, показал, что особенно тесно связана с эмоциональным неблагополучием юношей директивность отца. Для девушек же наиболее болезненной оказывается неуравновешенность матери.
Тесно связана подростковая депрессивность и с оценкой родителями собственного эмоционального состояния.
«Замеры» подтвердили, что у матерей, которые чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе, дочери эмоционально благополучны, а у матерей несчастных, оценивающих свою жизнь как несостоявшуюся, дочери депрессивны. На юношах болезненнее сказывается «депрессивность» отца.
Школьная успеваемость как очень существенная причина возникновения подростковой депрессивности проявилась незначительно.
Как ни странно, но и такое неприятное событие подростковой жизни, как ухудшение отношений со сверстниками, хотя и выявляет связь с депрессивностью школьников, но не в первую очередь.
Исследователи пришли к выводу: эмоциональное состояние учащихся старших классов не внушает оптимизма. У тридцати процентов ребят от 12 до 17 лет уровень эмоциональной подавленности, угнетенности, тревожности превышен.
Более углубленный анализ показал, что больше всего подростки страдают от потери или ухудшения эмоциональных контактов с родителями, от перекосов семейного воспитания.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru