Вторая тетрадь
школьное дело |
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
За журнальным столом
Члены федеральных предметных комиссий разработчиков КИМов подготовили 10 методических писем по преподаванию учебных предметов. Извлечения из методических писем по преподаванию литературы и истории опубликованы в материале «О методических письмах по преподаванию предметов с учетом результатов ЕГЭ 2005 года» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2006 год).
В письмах описана новая модель единого экзамена по литературе и истории, в том числе критерии оценивания различных заданий, проанализированы результаты ЕГЭ-2005. Особый акцент делается на том, что вызвало наибольшие затруднения. Например, как показал ЕГЭ по истории, при достаточно хорошем знании дат, фактов, понятий выпускники более всего затрудняются при выполнении заданий на систематизацию и классификацию исторических материалов, определение и сравнение существенных черт отдельных исторических периодов, подтверждение обобщенных суждений, выводов конкретными примерами, соотношение рядов представленной информации между собой. Это значит, что в преподавании истории память по-прежнему главенствует над мышлением, а монологи педагога – над самостоятельной деятельностью учеников. Как изменить ситуацию к лучшему? Для этого предлагается, в частности, обратиться к опыту учителей, которые наряду с традиционными уроками используют уроки-практикумы (с обучением приемам анализа); уроки, основанные на имитации общепринятых форм общения (пресс-конференции, «круглые столы», интервью, международная панорама, устные журналы, защита рефератов, игра «Что? Где? Когда?»); интегрированные уроки, основанные на использовании межпредметных связей.
Противостоящие, замкнутые, показные, противоречивые, уязвимые, тревожные, болезненные, скрупулезные, зависимые, двойственные… Все это типы характеров подростков. Подробная характеристика каждого из них дана в статье педагога-психолога из Москвы И.Осиповой «Личностно-ориентированные способы конструктивной коммуникации с учащимися» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 8 за 2006 год).
Согласно психологии, у всякого характера существуют свое «слабое место» или «точка наименьшего сопротивления», свой вид протестной реакции и факторы, которые могут эту реакцию спровоцировать. Скажем, для конфронтирующего (противостоящего) типа характера таким фактором является ситуация, в которой подросток лишен возможности широких контактов со сверстниками и проявления инициативы. Ситуация одиночества и монотонной, требующей аккуратности работы, а также мелочный контроль и отсутствие аванса доверия со стороны взрослого. Для подстраивающегося (зависимого) подростка: ситуация смены стереотипов; новые люди с непривычными идеями, образом жизни и манерами. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано привычной группой.
Все это важно знать и учитывать педагогу, чтобы правильно выбрать стратегию педагогической поддержки во взаимодействии с подростком. Но особенно важно не делить характеры на «плохие» и «хорошие», помнить, что у каждого характера есть свои сильные стороны. Так, у конфронтирующего типа это: активность, выносливость, умение вызвать доверие, находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.
Трудно даже перечесть проблемы, которые школе легче решать совместно с родителями. Но каким образом привлечь родителей к более активному и плодотворному сотрудничеству с педагогами? Об этом статья директора школы № 17 города Полевской Свердловской области Л.Панфиловой «Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 6 за 2006 год). Статья фокусирует внимание читателей на факторах, способствующих привлечению родителей к участию в жизни школы. По данным исследований, это: активность школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей; понимание родителями связи своей работы с успехами детей; установление личных отношений между родителями и учителями; организация школьной жизни с учетом культурных, экономических и социальных особенностей семьи; степень заинтересованности учителей в успехах детей; позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей), направленные на развитие работы с родителями. Автор рассказывает об опыте собственного образовательного учреждения и предлагает педагогам задуматься над следующими вопросами: доброжелательны ли мы по отношению к родителям? Легко ли им попасть в школу? Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход? Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону? Проводим ли мы обучение родителей? Есть ли у нас группы родителей, выполняющих функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и родителей и т.д.)? Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|