Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Елена КУЦЕНКО

У книжной полки

Т.В.Мишаткина Педагогическая этика Ростов-на-Дону: «Феникс», Минск: «ТетраСистемс», 2004.

Предположу, что все учителя – кто реже, кто чаще – задумываются об этике профессионального поведения. О необходимости, возможности или обязанности поступить тем или иным образом. В поисках ответов на подобные вопросы каждый из нас остается один на один с собой. Но для принятия решения хорошо бы знать, что думают о профессиональной этике коллеги.
Книга дает материал к размышлениям об этических принципах, о факторах, влияющих на наше поведение. Например, автор перечисляет характеристики профессии, которые делают этический выбор учителя столь нелегким. Особенно в последнее время, когда все больше разнится уровень учеников (от интеллектуального до материального), учитель перестал быть главным источником информации, ценности в обществе зыбки и расплывчаты.
Довольно общий характер носят и размышления о принципах взаимоотношений с учениками: о требовательности и партнерстве, о дистанции между взрослым и ребенком в школе. Зато в главе о педагогическом общении читатель найдет информацию и для практического применения. К примеру, описание основных типов собеседников: нигилист, позитивный человек, всезнайка, болтун, трусишка, неприступный собеседник, незаинтересованный, важная птица, почемучка. И советы по ведению конструктивного диалога с каждым из них. Для учителя-практика интересно будет описание барьеров, возникающих в общении педагога и ученика. Для преодоления одного из них – плохого знания потребностей подростков – автор включил в книгу раздел об особенностях молодежных субкультур.
В книге приведены в качестве примеров узнаваемые ситуации, цитаты и даже образовательные байки («один профессор на экзамене проверяет знания, а другой доказывает, что студент ничего не знает»).
В конце книжки описаны правила этикета, принятые в Византии, Древней Греции, рыцарский этикет, «Домострой», современные правила поведения – в гостях, за столом (есть котлету или оладьи с ножом сейчас уже не считается дурным тоном!). В отдельном разделе собраны тесты, помогающие определить уровень вашей эмпатии, общительности, умеете ли вы слушать и слышать другого; упражнения для психотренинга.

И.Ю.Шехтер Живой язык М.: Ректор, 2005.

В современной школе преподавание иностранного языка, по сути, почти не отличается от преподавания математики или химии, только вместо фор-
мул – правила грамматики, лексика, страноведение; повторение, объяснение нового материала, домашние задания…
Автор предлагает иной подход, эмоционально-смысловой. Первая глава начинается со слов: «Мы – живые и, следовательно, разные». То есть предлагается считаться с тем, что ученик – бесконечно сложный, многообразный человек. А в момент урока, сию минуту, им владеют какие-то мысли и чувства, одолевают страсти и сомнения. Да и язык – не формальная, застывшая система.
Родным языком мы овладеваем в процессе жизни, ситуативно, в комплексе со всеми эмоциями, сопровождающими общение. Подобным образом можно организовать и изучение иностранного языка. Даже не изучение, а освоение, считает автор. «Для освоения чужого языка слушателям необходимо почувствовать, что они не просто учатся, постигая новые закономерности системы чужого языка и только, а живут вместе, что они не правила изучают, а чувствуют себя живыми людьми, что говорение – это сегодняшнее переживание, живая речь».
Именно поэтому в начале освоения языка автор предлагает обходиться без сведений о грамматике, системы механических упражнений, формальной семантики значений, списков готовых слов для запоминания, домашних заданий, процедуры контроля. И не подменять устную речь озвученной письменной.
Описание метода, теоретические обоснования подхода изложены вполне доступно. Чтение и понимание требуют определенных усилий, но одолеть можно, потому что очень быстро становится интересно. Даже если ты не имеешь отношения к преподаванию иностранного языка.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru