Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
 

Галина МОНИНА,
кандидат педагогических наук,
детский практический психолог,
преподаватель Санкт-Петербургского университета
педагогического мастерства

Почти в каждом классе найдется хоть один ребенок, поведение которого мешает учиться всему классу, а главное, ему самому. Он вечно отвлекается, вертится, выкрикивает ответ, не дослушав вопроса. Одним словом, это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Возможно, вы работаете с этим учеником уже не первый год и хорошо знаете характер его проблем. Или это новенький, и по результатам первой четверти вы уже составили представление о его особенностях. В любом случае к ребенку
с СДВГ нужен особый подход. Мы писали об этом в «ПС» № 10.
А сегодня предлагаем несколько упражнений из комплекса, специально разработанного для таких детей.
Предлагаемые задания рассчитаны на учеников шестых классов, однако могут быть использованы как с более младшими (со второго класса), так и с более старшими школьниками. Перед началом работы обязательно выясните уровень готовности детей к выполнению заданий.
Упражнения могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей работы, на дополнительных занятиях или в процессе урока; в индивидуальной работе или в классно-урочной системе.
Весь комплекс направлен на повышение грамотности, но содержание этих заданий можно ориентировать на материал других предметов.

Учебные задания для непосед

Они помогут гиперактивному ребенку включиться в работу на уроке

Правило
На первых этапах (или при работе с детьми с очень низким уровнем грамотности) задание выполняется на основе простых, четких, немногословных формулировок, затем могут быть взяты более развернутые формулировки.
Это задание развивает целостность восприятия, осмысленное запоминание, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, умение выделить существенный признак), распределение внимания, умение использовать в речи синонимы, антонимы, умение контролировать свои действия. При работе с учениками старшей школы можно учить их выявлению существенных признаков, ключевых слов на слух (не используя карточки).
Содержание: каждый ученик получает карточку с правилом, напечатанным крупным шрифтом. Затем карточка разрезается таким образом, чтобы на каждой ее части было одно-два слова. (Например: Слова / с одним / и тем же/ корнем / называются / однокоренными). Дети выкладывают маленькие карточки на парте таким образом, чтобы получился первоначальный вариант правила, которое может быть продублировано на доске или на отдельной карточке-образце. Этот этап работы, требующий четкой сверки, помогает импульсивным, тревожным детям, учит их контролировать свои действия.
Затем педагог предлагает детям исключить одну карточку (убрать или перевернуть ее) из правила и посмотреть, изменился ли смысл, затем изъять другое слово и т.д. и ответить, в каком случае меняется смысл формулировки. Подобная работа помогает выявить в формулировке «главные», «ключевые» слова, влияющие на общий смысл правила, без которых оно либо приобретает иной смысл, либо теряет смысл вовсе. Необходимо зафиксировать внимание детей на самых существенных частях правила.
Потом учитель может попросить детей поменять местами некоторые слова в формулировке и объяснить, меняется ли смысл высказывания в каждом конкретном случае. В результате ученики делают вывод, что порядок слов в формулировке может быть изменен (то есть правило необязательно дословно «зазубривать»), но только в том случае, если от этого не меняется суть изложенного. То есть для запоминания правила требуется не механическое заучивание, а понимание смысла и умение изложить текст своими словами.
Рекомендации: при индивидуальной работе (или при наличии оргтехники) ученик получает не одну карточку с правилом (которую он потом разрезает), а две-четыре с одним и тем же правилом. Причем желательно, чтобы все карточки были разного цвета (для удобства работы). Это даст возможность ребенку на первых этапах составить несколько вариантов правила, сравнить, проанализировать их и сделать вывод о возможности внесения тех или иных изменений в первоначальную формулировку. Этот вариант более нагляден, его целесообразно предлагать детям, для которых характерны наглядно-действенное мышление, несформированность операций анализа, синтеза, обобщения, и тем, кому необходима визуальная поддержка.

Рецепт успеха
Задание развивает способности анализировать ситуацию, осознавать и вербализовать мысли и действия; способствует формированию волевой регуляции, умения принимать на себя ответственность.
Содержание: после выполнения какого-либо задания педагог просит каждого ученика записать, какие его действия оказались успешными в процессе работы. Например, как удалось правильно написать словарное слово (хотя бы одно), вспомнить формулировку правила, расставить знаки препинания. Некоторые дети говорят, что они представили слово, картинку, действие. Другие вспоминают, что проговаривали вслух слова, записывая их, или составили логическую цепочку при решении вопроса о том или ином написании; вспомнили свою радость, когда в предыдущий раз удалось без ошибки написать слово, предложение.
Ученики, которым объяснили цель подобной работы, описывают свои действия и состояние в процессе работы.
Рекомендации: иногда детям трудно осознать и описать свой способ действий. В этом случае учитель может попросить их вслух рассказать, как они действовали после получения задания, какие приемы использовали. Для повышения мотивации взрослый подчеркивает важность этой работы, заостряя внимание на том, что ни один человек, кроме самого ребенка, не в состоянии понять пути, приводящие его к успешному выполнению задания.
После того как каждый ученик осознает и сформулирует эффективные стратегии, взрослый учит применять найденные приемы в других условиях, более широких, чем выполнение одного конкретного действия. Так, если ученику в воспроизведении трудного слова помогло представление образа, необходимо объяснить ему, что этот же способ может быть использован при заучивании словарных слов, английского текста, исторических событий и другого материала.

Алгоритм
Задание эффективно при работе с детьми, которые с трудом могут анализировать, обобщать, воспринимать и структурировать учебную информацию; допускают большое количество ошибок на определенные правила; демонстрируют высокий уровень тревожности по поводу проверки знаний.
Содержание: после объяснения учителем нового материала (правила, инструкции) ученики должны закрепить полученную информацию. Использование алгоритмов (или схем) – один из способов достижения этого.
В процессе составления алгоритма ученики могут пользоваться учебником, справочником, записями в тетради, на доске. Через некоторое время учитель увидит, кому из них необходима поддержка и какого рода (доска, тетрадь, учебник, дополнительное устное разъяснение), какой способ запоминания информации предпочитают разные дети и какой способ обучения подходит для каждого из них.
Рекомендации: в целях экономии времени составление алгоритмов можно включить в домашнее задание. Однако предварительно педагог должен научить детей составлению алгоритмов. Необходимо объяснить, что это индивидуальная работа и алгоритм, составленный другим человеком (одноклассником, родителями), может не подойти, так как не учитывает особенностей переработки информации.
Как показала практика, алгоритмы удобнее размещать не в общей тетради, а на отдельных карточках из плотной бумаги или картона, из которых за несколько лет соберется целая картотека. Желательно, чтобы ученики использовали карточки во время выполнения домашнего задания. Для этого сначала необходимо отобрать карточки с теми правилами, которые понадобятся при выполнении конкретного упражнения, что способствует развитию способности к анализу, синтезу, классификации материала.
Некоторые учителя позволяют школьникам пользоваться карточками во время урока и даже при написании диктанта, считая, что это поможет им осознанно применять правила на письме. Подобная визуальная поддержка помогает снять напряжение, снизить уровень тревожности и быстрее запомнить материал. Кроме того, легализация процесса «подглядывания» лишает его привлекательности в глазах детей.
Если дети затрудняются в составлении собственного алгоритма, учитель на первых порах может показать разнообразные способы. Например, он может попросить сразу нескольких учеников изобразить на доске свои алгоритмы и прокомментировать их. Затем учитель обобщает сказанное, заостряя внимание детей на том, что все приведенные алгоритмы отображают одно и то же правило, но разными способами. Каждый ученик выбирает тот способ, который, на его взгляд, подходит для него.

Я – звезда
Используйте это задание в работе с тревожными, неуверенными в себе детьми, когда необходимо формирование позитивной Я-концепции ребенка, повышение его самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности.
Содержание: каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста) и в течение 2–3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), демонстрируя его чувства и эмоции. Остальные пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами.
Рекомендации: задание может выполняться группой учеников, в этом случае прозвучит диалог известных литературных героев или будет разыграна ситуация с их участием. Выполнение задания способствует повышению самооценки учащихся, выступающих в роли статусных фигур, признанных в обществе.

Рефлексия
Выполняя это задание, дети развивают умение анализировать ситуацию, настраиваются на позитивное будущее, учатся формулировать свои мысли. У них снижается уровень тревожности в ситуации проверки знаний, формируется мотивация достижения успеха, адекватная самооценка; развивается умение выделять существенный признак.
Содержание: в конце каждого занятия ученики (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно) анализируют свою деятельность во время урока. Для большей эффективности желательно эту работу провести письменно.
Лист делится вертикальной линией на две части. Слева ребенок записывает, какой этап работы прошел успешно (например: переписал текст упражнения из учебника без ошибок, вставил верную букву в слово). Главное условие: запись должна носить не обобщенный характер (был внимателен, старался), а содержать конкретное действие. Количество пунктов в левой части листа не регламентируется.
В правой части листа ученик записывает, что на уроке он мог бы сделать еще лучше. Эта запись тоже должна носить конкретный характер, тогда она может стать четким планом действий ребенка в ближайшем будущем. Главная цель подобной формулировки – перевод в позитив тех неудач, которые постигли ученика на занятии. Кроме того, в процессе такой работы развивается умение анализировать свои действия, отмечать успехи и недочеты и формируется мотивация на достижение успеха, а не на избегание неудач.
Рекомендации: на первых этапах работы упражнение помогает созданию положительного эмоционального фона (так как ребенок должен отметить удачные моменты в своей работе), в дальнейшем – развитию внимания, памяти, мышления, речи и произвольной регуляции. Сначала у детей могут возникнуть сложности с формулировкой достижений и планов дальнейшей работы, некоторые с трудом могут отыскать успешные элементы в собственной работе. Поэтому на первых порах им необходима помощь взрослого.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru