Вторая тетрадь
школьное дело |
УКЛАД ШКОЛЫ
Подготовила Елена КУЦЕНКО
Возраст детства
У всех народов
он измеряется по-разному
В нашей педагогике сложилась устойчивая система периодизации школьного возраста: ребенок становится первоклассником, переходит в среднюю школу, а 17–18 лет – это возраст перехода во взрослую жизнь. Насколько эти границы соответствуют естественным этапам взросления ребенка? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к этнографическим наблюдениям, которые фиксируют опыт отношения к детям в традиционных культурах.
Практически все народы делили детство на несколько качественно разных этапов: 2–3 года, 6–7 лет, 10–12 и 13–15 лет. При переходе на каждую следующую возрастную ступеньку изменялось отношение взрослых к ребенку, он обретал больше прав и обязанностей, осваивал навыки и знания, необходимые во взрослой жизни, постигал законы социума. Часто переход сопровождался обретением нового имени.
Например, на острове Тимор (Океания) ребенку в 6–7 лет давали новое имя, а в 10 – еще одно, которое символизировало вступление во взрослость, так как аборигены считали, что именно к 10–13 годам подросток становится способным отличить добро от зла.
Малайцы прощали все шалости ребенку до шести лет, не ругали и не наказывали его. А к десяти годам ребенок уже считался вполне ответственным за свои поступки: к нему предъявляли соответствующие требования, а проявления родительской ласки практически прекращались.
Возраст 10–13 лет у многих народов считается значимым этапом. С этого возраста мальчики островов Малекула считаются мужчинами. Афганские пуштуны, сингалы Шри-Ланки, корейцы переходят в категорию взрослых (или «людей») с 9–10 до 13 лет.
Некоторые народы соблюдали и более подробную периодизацию. У туркмен ребенок до года считается новорожденным («бебек»), с года до пяти это ребенок («чага»), до семи уже мальчик (девочка), а в 10–12 лет он становится подростком («еткинджек»). Похожие представления о детстве можно найти у коми-зырян: до трех лет младенец («кагаяс»), до семи младший ребенок («посни челядь»), до двенадцати ребенок («челядьяс») и с двенадцати до шестнадцати длится подростковый период («гырысь челядь»).
В североамериканском племени хопи ребенка сначала посвящают в юноши, а потом во взрослого. Это происходит во время большого празднества, где собирается все племя. Дети получают новые имена и проходят испытания. Они получают крестных родителей, которые обучают юношей законам, по которым живет племя. В период между двумя инициациями юноша постепенно осваивает взрослые обязанности, приобретает хозяйственные навыки и, наконец, вступает в одно из четырех тайных обществ, которые регулируют культурную жизнь племени. И только достигнув 15–20 лет, юноша проходит обряд посвящения в мужчину.
По свидетельствам этнографов, подростки с нетерпением ожидают предстоящего обряда инициации, несмотря на то что им предстоят нешуточные испытания болью, голодом, одиночеством, страхом.
Независимо от того, в какой части света живет ребенок, ему необходима констатация нового статуса, публичное признание его достижений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|