Вторая тетрадь
школьное дело |
Учить трудных детей станет невыгодно?
Размер учительской зарплаты
хотят увязать с успеваемостью
Чем значительнее завоевания модернизации образования, тем сложнее отвечать на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». Например, если кто-то думает, что хороший учитель – тот, кто признан детьми, увлечен ими, развивает их через свой предмет, он безнадежно отстал. Теперь в ходу слово «лидер». Лидер работает в сильных классах благополучных школ, добивается высоких показателей, участвует в конкурсах, широко тиражирует свой опыт и как следствие больше зарабатывает.
Именно в такой системе этических координат приготовлен проект изменений системы оплаты труда педагогов. Основной смысл нововведения – переход от ЕТС к стимулирующему принципу выплат: учитель будет получать зарплату за качество преподавания. Однако критериев оценки этого качества в предложениях финансистов нет. Есть постулат: чем выше качество подготовки самого педагога, тем больше у него будет зарплата. Качество же подготовки педагога должно напрямую определяться показателями подготовки ученика. Понятно: деньги – за результат. Но почему же учитель никак не может в это поверить?
«Говорят, с нового года будет введена отраслевая оплата труда учителей, – пишет нам учительница из Тамбова. – И будто бы размер зарплаты будет зависеть от качества знаний учеников. Но школы-то все разные. У нас уже который год ни одного медалиста. Я честно признаю, что не могу научить детей с задержкой умственного развития – их у нас по 5–7 человек в каждом классе; тех, кто не ходит в школу; тех, кого отчислили из лицеев и гимназий. Неужели нам придется ставить оценки, оглядываясь на свою зарплату, вытягивать хорошистов и медалистов, заставлять поступать в вузы?»
Опасения оправданные. Вот как отвечает на этот вопрос директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Исаак Калина: «Системы оплаты труда субъекты РФ разрабатывать будут самостоятельно на основе трехстороннего соглашения. При этом мы считаем, что такая система должна обеспечивать адекватный учет объема и интенсивности учительского труда, и качество, и продолжительность, и уровень ответственности. Успешная реализация программ повышенной сложности также увеличивает оплату труда учителя. Высокие результаты учащихся, высокая общественная оценка результатов учительского труда также должны увеличивать оплату его труда».
Но если критерии оценки учительского труда – это работа по программам повышенной сложности, ведение приоритетных предметов, а также ученики с хорошей результативностью, значит, работа с обычными детьми, поддержка трудных – удел педагогов-неудачников?
Неудобно как-то получается. Вот учитель по-человечески поддержал ребенка, живущего в крайне тяжелых условиях, не дал впасть в отчаяние в трудную минуту, кому-то помог состояться, и человек потом всю жизнь вспоминает его добром. Непрагматические отношения с детьми – разве это не «высокий уровень ответственности»? Очень высокий. Перед ребенком, перед профессией, перед собой.
Но не перед государством, как оказывается…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|