Первая тетрадь
политика образования |
ОРИЕНТИРЫ
Образование детей-инвалидов постепенно перестает быть заботой узкого круга специалистов. Государство неохотно,
под давлением общественных организаций, начинает признавать за ребятами с физическими и умственными ограничениями право расти и учиться вместе со всеми,
а не в интернатах.
В середине октября во Владимире состоялась межрегиональная конференция на тему образования детей-инвалидов
и их адаптации к обычной жизни. Для обсуждения того,
что удалось и что еще предстоит сделать, во Владимир приехали представители общественных организаций из Москвы, Петербурга, Иванова, Пскова и Дагестана. Были приглашены также владимирские чиновники.
Организовала конференцию Владимирская областная общественная организация Ассоциация родителей детей-инвалидов (АРДИ) «Свет», которой не так давно удалось добиться отмены во Владимирской области диагноза «необучаемый».
Родители показывают государству пример
Как может быть устроена система образования для детей
с особыми потребностями
И учиться жить самостоятельно
Государство официально признало обучаемыми всех детей, независимо от диагноза. И это уже результат. Однако на деле условия для учебы детей с особыми образовательными потребностями практически отсутствуют.
Создавать систему образования для детей-инвалидов приходится самим родителям. И первое, что необходимо сделать (как и в «обычном» образовании), это обеспечить ее непрерывность и преемственность всех ступеней. Эта масштабная задача под силу далеко не всем. Но кое-где непрерывную образовательную цепочку создать все-таки удалось.
Например, в Псковской области работа с детьми-инвалидами и их родителями идет начиная с рождения. С 6 до 18 лет дети ходят в центр лечебной педагогики, возглавляемый Андреем Царевым. После 18 лет молодые люди с инвалидностью начинают заниматься в интеграционных мастерских, построенных на деньги немецких спонсоров. Там они обучаются разным профессиям: деревообработка, швейное дело, цветоводство (в мастерских есть своя теплица).
Во Владимире законодательно обеспечено их будущее после совершеннолетия. Недавно губернатор Владимирской области Николай Виноградов подписал постановление о выделении на предприятиях региона определенной квоты для инвалидов. И несколько молодых людей с инвалидностью, которые в этом году окончили обучение профессии швея на базе Владимирского ПТУ № 25, уже устроились на работу.
Еще один вопрос, волнующий всех родителей детей-инвалидов: что будет с ребенком, когда их не станет? Не попадет ли он (после всех усилий дать ему образование и обеспечить его развитие) все в тот же интернат?
Поэтому в первую очередь образовательные программы, реализуемые родительскими организациями, направлены на то, чтобы приучить ребят жить самостоятельно и полностью себя обслуживать, несмотря на недуг.
Во Владимире дети с ограниченными возможностями могут научиться необходимым бытовым навыкам: считать деньги, делать покупки, готовить, стирать, пылесосить. В обычной двухкомнатной квартире, которую АРДИ «Свет» подарил спонсор, ребята живут без родителей по два человека каждые выходные, а летом и целую неделю. По этой программе проходят обучение 48 молодых людей с тяжелой формой инвалидности.
Чтобы ребенок, вернувшись домой, не забыл то, чему научился за время самостоятельной жизни, педагог сопровождения дает каждому «домашние задания», за выполнением которых следят родители.
Недавно специалистам АРДИ «Свет» представился случай проверить, насколько действенна их программа обучения самостоятельному проживанию. Мама одной из воспитанниц попала в больницу, и девочка без всяких проблем целую неделю жила одна, даже принимала гостей.
В Псковской области молодые люди с инвалидностью также занимаются в отделении учебного проживания. Курсы здесь более продолжительные, чем во Владимире: по 4–5 месяцев. Подобный проект недавно появился и в Иркутской области, где социальное поселение организовано на базе бывшей военной части.
В Санкт-Петербурге, в районе Колпино, несколько квартир в домах социального проживания отдано молодым людям с инвалидностью. Они живут там в среднем по полгода, сами платят за коммунальные услуги, ходят в магазин, делают уборку. Все это время им помогают специалисты сопровождения.
Требуются педагоги
Общественным организациям, конечно, удалось бы добиться большего, если бы не упорное сопротивление государственных структур, очень неохотно принимающих что-то новое.
– Я работаю в АРДИ «Свет» уже пять лет. И все это время чувствую себя танком! – пожаловалась сурдопедагог Ирина Карева. – Нам кажется, что мы занимаемся очевидно полезным делом: раньше слабослышащие дети отправлялись в интернат, а теперь остаются в семье и даже учатся в обычной школе. Тем не менее нам постоянно приходится доказывать, что мы нужны. Например, недавно у нас отняли большой класс, где мы занимались с ребятами, и устроили там компьютерные курсы для преподавателей. Наши возражения никто и слушать не стал, ведь курсы проводятся в рамках нацпроекта! А мы просим только об одном: дайте детям возможность учиться, а нам – возможность учить!
Как полагает активист московской организации «Перспектива» Павел Обиух, будущих чиновников надо воспитывать с детства, а для этого здоровые дети должны учиться вместе с детьми-инвалидами. В Москве с этого года уже четыре школы работают по программе инклюзивного образования.
Первая подобная школа находится на окраине города, в Южном Бутове (школа № 1961), но туда неудобно добираться. Поэтому в этом году три инклюзивные школы открылись в самом центре столицы. Пока в них учатся всего 22 ребенка с инвалидностью, однако уже в следующем году, по прогнозам «Перспективы», в каждой школе будет до 30 таких учеников.
Кроме того, если раньше программа инклюзивного образования распространялась только на детей с физическими нарушениями (но сохранным интеллектом), то с этого учебного года в эти школы берут и ребят с умственными ограничениями. Для работы с ними подготовлены специалисты.
Кстати, недавно изолированное обучение детей-инвалидов, раньше считавшееся единственной возможной для них формой, было официально признано дискриминацией.
– Отношение общества к таким детям стало понемногу меняться, – считает старший преподаватель кафедры социальной педагогики ВГПУ Ирина Черкасова. – Нагляднее всего это видно в изменении общепринятой научной терминологии. Раньше детей-инвалидов называли «дефективными», отсюда и название науки: дефектология. Потом появился термин «аномальные» дети. Теперь мы говорим: «дети с особыми потребностями».
Еще одна серьезная проблема – отсутствие квалифицированных педагогов. Сейчас проблемами детей-инвалидов занимаются преимущественно их родители, которые, объединяясь в разные общественные организации, сами придумывают образовательные и развивающие программы, сами ищут деньги на их реализацию, а потом сами же пишут книги, чтобы поделиться своим опытом с другими.
Однако родители все же не профессиональные педагоги. Методики, разработанные специалистами, лучше помогли бы детям. Поэтому еще одна важная задача сейчас – это подключение к процессу социализации и обучения детей-инвалидов научного сообщества.
Следует, по мнению участников конференции, существенно модернизировать и преподавание в педагогических вузах, поскольку нынешние кафедры коррекционной педагогики и дефектологии готовят специалистов слишком широкого профиля. В идеале каждому ребенку-инвалиду, особенно со сложной структурой дефекта, необходим свой педагог (специалист сопровождения), так как работа с такими детьми требует специфических знаний.
Это в идеале, а сейчас, по словам Марины Соколовой из организации «Андикап Интернасьональ», органы образования и соцзащиты не могут даже договориться о передаче друг другу статистики, поэтому педагогические вузы не знают, сколько и каких специалистов готовить, и работают вслепую, а выпускники в итоге не могут устроиться по специальности.
Марина Соколова считает, что нужно разукрупнять интернаты, а освободившихся педагогов делать специалистами сопровождения для детей-инвалидов, воспитывающихся в семье.
Тем не менее участники конференции неоднократно подчеркивали, что наше общество хоть и стало терпимее к детям-инвалидам, однако еще не готово к упразднению интернатной системы (как, например, в Швеции и Германии). Многие родители, узнав диагноз, предпочитают отдать ребенка в государственное учреждение. Там они и остаются на всю жизнь, ведь отечественные усыновители почти всегда берут в свои семьи здоровых детей.
– Самое страшное – это не физические ограничения, – сказала профессор ВГПУ, доктор педагогических наук Любовь Фортова, – а так называемая социальная инвалидность, когда человек всегда рассчитывает на кого-то другого, не умеет сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Это распространено и среди здоровых людей. Что уж говорить о воспитанниках интернатов!
На конференции выступали не только родители и педагоги, но и сами дети-инвалиды. Ирина Бурова в этом году окончила курсы швеи во владимирском ПТУ № 25, до этого она училась навыкам самостоятельного проживания в «Школе жизни», организованной АРДИ «Свет».
– Когда я окончила школу, я очень плакала, – рассказала Ира. – Не хотела сидеть дома. Но мне повезло. Меня устроили учиться на швею. Учителя нам очень помогали, относились к нам, как к своим детям. Потом мы закончили. У Любови Ивановны (Л.И.Кац, руководитель АРДИ «Свет». – Н.К.) опять проблема: куда нас девать? Ведь сидя дома, мы бы всю науку забыли. И Любовь Ивановна устроила нас на работу (АРДИ «Свет» удалось договориться о сотрудничестве с частным ателье, которое теперь регулярно делает заказы). Спасибо Любови Ивановне. И спасибо моим родителям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|