Первая тетрадь
политика образования
|
СОБЫТИЯ. ФАКТЫ.
ТЕНДЕНЦИИ
Недавно Андрей Фурсенко провел в
интернете пресс-конференцию, посвященную
национальному проекту «Образование». Министру
задали около 600 вопросов. Большинство из них
касалось тем, которые у всех на слуху: надбавки
классным руководителям, отбор лучших учителей и
школ, конкурс инновационных вузов. Но были и
такие, что приоткрывали вроде бы малозначимые, но
на самом деле весьма показательные проблемы
нацпроекта.
Критерии аттестации учителей должны быть
менее формальными
Министр Андрей Фурсенко уверен: новые
критерии поможет выработать конкурс лучших
педагогов
Имеет ли право образовательное учреждение –
победитель конкурса школ, внедряющих
инновационные образовательные программы,
самостоятельно выбирать курсы повышения
квалификации для своих педагогических
работников на средства, выделенные им из
федерального бюджета, и правомерны ли в данном
случае вмешательство местных и региональных
органов образования, контроль и давление с их
стороны?
Андрей ФУРСЕНКО. Контроль за
расходованием средств, конечно, правомерен, но
только в части исполнения законодательства.
Школы-победители имеют право в полной мере
распоряжаться этими средствами в рамках
нормативных документов, в том числе выбирать, на
какие курсы повышения квалификации посылать
своих педагогов, какое оборудование закупать.
При этом надо помнить, что в конкурсе были
определены направления, на которые будут
тратиться деньги, – вот этому надо следовать.
И вторая вещь – есть общие правила закупки на
бюджетные деньги. Например, тендер на сумму более
чем 250 тыс. должен проводиться публично, то есть
нельзя без тендеров закупать какие бы то ни было
услуги, оборудование. А в принципе я считаю, что
никакие искусственные ограничения на школьные
траты устанавливаться на региональном уровне не
должны.
Каков примерно бюджет конкурса учреждений
среднего и начального профессионального
образования и сколько будет победителей?
А.Ф. Окончательный ответ на этот вопрос
можно будет дать только после принятия закона о
бюджете. Сейчас мы планируем, что из федерального
бюджета будет выделено на эти цели в следующем
году 1 млрд 800 млн рублей. При условии, что такая же
сумма придет на эти цели из региональных
бюджетов и (или) со стороны бизнеса. То есть в
общей сложности 3,6 млрд рублей должно быть
затрачено на направление «Развитие начального и
среднего профессионального образования».
Мы считаем, что победителей должно быть около 60,
то есть в среднем на каждый инновационный проект
должно расходоваться примерно 60 млн рублей в 2007
году. В 2008–2009 годах планируем увеличение со
стороны федерального бюджета до 2 млрд рублей.
Предполагаем, что где-то около 200 учреждений
начального и среднего профобразования будет
поддержано в рамках этого проекта. Ну а если
более подробно, то мы считаем, что эти учреждения
будут такими ресурсными центрами, которые станут
основой для создания обновленной сети
начального и среднего профобразования по всей
России.
В Московской области учителям – победителям
конкурса лучших учителей было перечислено не по
100 тыс. рублей, о которых говорится в Указе
Президента № 324, а по 87 тыс. Первоначально такое
уменьшение поощрения объяснялось ошибочным
удержанием подоходного налога, однако до сих пор
ошибка не исправлена. Более того, сейчас
уменьшение суммы поощрения объясняется уже
уплатой единого социального налога, при этом
игнорируется письмо Минфина от 2 июня 2006 года, в
котором четко и недвусмысленно разъясняется, что
выплата денежного поощрения лучшим учителям не
облагается единым социальным налогом. Так
все-таки облагается денежное поощрение лучших
учителей налогами или нет?
А.Ф. Это поощрение, так же как и любые
другие выплаты, облагается подоходным налогом.
Именно поэтому учителя получают со 100 тыс.
вознаграждения 87 тыс. 13% – это подоходный налог,
это относится ко всем видам вознаграждения,
которые реализуются в России.
Будут ли изменения в проведении аттестации
педагогов в связи с изменением оплаты труда
работников бюджетной сферы? То есть, будет ли
переаттестация?
А.Ф. Во-первых, конечно, система
аттестации будет меняться. Мы сейчас предлагаем
новые подходы к оплате труда, и абсолютно
очевидно, что эти новые подходы потребуют
существенно менее формальных критериев в
аттестации педагогов. Часть новых критериев уже
отработана при проведении конкурса на лучших
учителей. Поэтому сейчас очень важно, чтобы
образовательное сообщество, сами учителя
активно участвовали в обсуждении того, какие
критерии они считают важными, какие подходы к
аттестации они считают правильными.
…Изменения в аттестации будут, и я думаю, что уже
в 2007 году мы должны начать их потихонечку
внедрять.
Почему нацпроект так несправедлив по
отношению к дошкольным работникам? Работая
зачастую по 12 часов без младших воспитателей, а
иногда и без второго воспитателя, мы имеем
нагрузку гораздо большую, чем учителя. Мы
выполняем работу по воспитанию и обучению детей,
зачастую – и их родителей. Кроме того,
воспитателей катастрофически не хватает. Что
планируется сделать для восстановления
справедливого отношения к дошкольным
учреждениям?
А.Ф. Нацпроект не есть подмена всей
системы поддержки образования в стране. Это
небольшая ее часть. Достаточно активно
обсуждались, в том числе и с представителями
образовательного сообщества, вопросы о том,
какие проблемы сегодня являются ключевыми. Были
выбраны те направления, которые сегодня
поддерживаются. Вопрос поддержки дошкольного
образования обсуждался. Я не исключаю, что,
например, в 2008 году это направление будет
включено. Но я хочу сказать, что уже сегодня целый
ряд регионов своими средствами, как, собственно
говоря, это должно быть по законодательству –
стал одновременно с развитием нацпроекта
поддерживать сферу дошкольного образования.
Причем это касается как младших ребят, создания
детских садов и их развития, так и разработки
новых программ развития образования детей
старшего дошкольного возраста. То, что
называется «предшкольным образованием», которое
может быть не связано с наличием или отсутствием
детских садов. В данный момент в нацпроект это
направление не включено. Но министерство в
рамках федеральной программы развития
образования осуществляет поддержку системы
дошкольного воспитания ребят.
В рамках нацпроекта тысячи школ подключаются
к интернету. Хорошо известно, что в интернете
много всякой информации, в том числе и такой,
которой нашим детям лучше не видеть. Во многих
странах отмечены случаи интернет-зависимости.
Делается ли что-нибудь, чтобы обезопасить наших
детей от таких негативных аспектов
компьютеризации?
А.Ф. Да. Во-первых, мы разработали в
рамках проектов федеральной программы развития
образования систему так называемой контентной
фильтрации. Эти фильтры должны ставиться при
подключении интернета в школах. Таким образом,
доступ к ресурсу, вредному для ребят, должен быть
закрыт. Кроме этого, мы даем соответствующие
методические пособия, как должна быть
организована эта контентная фильтрация, как
должна быть обеспечена защита ребят от
информации, которая несовместима с задачами
обучения, воспитания.
Что же касается интернет-зависимости, наверное,
это все-таки вопрос к учителям и к родителям в том
числе. Они должны обучая следить за тем, чтобы
этой зависимости не возникало. Я думаю, что эта
задача вполне решаемая и решается во многих
странах, просто об этом надо все время думать.
Как скоро планируется обеспечить
общеобразовательные учреждения современным
учебным оборудованием и школьными автобусами?
А.Ф. Конкурс был завершен 20 октября 2006
года, подведены итоги на заседании конкурсной
комиссии. До 1 ноября планируем подписать
соответствующие государственные контракты, и мы
надеемся, что до 15 декабря все поставки будут
осуществлены. И по оборудованию, и по автобусам.
Стенограмма пресс-конференции
печатается с сокращениями. Полный вариант
смотрите на сайте «Приоритетные национальные
проекты» www.rost.ru/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|