Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Михаил ЛЬВОВ

Выстраивая собственную судьбу с детьми

«Воспитание – целенаправленный процесс», – считают многие. К какой же цели стремиться: обучать приемам современной жизни? воспитывать гражданина, патриота, хорошего человека? помочь найти самого себя?
Но любая цель, которую поставит перед собой воспитатель, будет искусственной. А значит, вероятнее всего, ложной. Потому что будет исходить из его, учителя, представлений о жизни, а не из самоощущения ребенка, который еще сам не знает, чего он хочет, что нашептывает ему внутренний голос, куда зовет судьба.
Воспитание не обслуживает чьих-то целей. Оно происходит в процессе взаимодействия, обучения, совместного ученичества с детьми. А там, где есть цель, всегда есть своего рода насилие. Нет цели, но есть интерес – это начало строительства.
«Но мы же должны формировать личность», – говорят учителя. Достаточно самоуверенное заявление. Как будто педагогика, воспитание – формовочный цех по разливке жидкого металла в стандартные модели, где он остывает и твердеет.
Личность не формируется. Она складывается по кирпичикам, как дом индивидуальной застройки, по оригинальному архитектурному проекту.
И главное опять же – заинтересовать строительством!

* * *
…Оставить их всех в покое или вмешиваться в их жизнь? Брать на себя ответственность или пустить все на самотек? Служить или руководить?.. Учительские вопросы. В какой-то момент вдруг начинаешь понимать, что все они носят на самом деле частный и несущественный характер. Существенным кажется лишь одно – не очень задумываться над этими вопросами, а просто быть с детьми естественными. Обижаться, когда обидно, радоваться, когда есть повод, не бояться позвонить, когда захочется, но уйти, когда надоест, остаться, когда считаешь нужным, терпеть или не терпеть их хамство и любовь, не стесняться любить самому.
Мы идем по жизни, выстраивая собственную судьбу с детьми, но это наш путь и наш выбор. А дети – они рядом, с нами вместе, но на каком-то отрезке своего пути. Они наблюдают за нами. Как мы живем, как общаемся, что думаем, о чем переживаем… И чем более мы открыты и искренни для своих попутчиков, тем лучше.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru