Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Ирина ХОМЕНКО,
заведующая кафедрой педагогики
и психологии семьи Института детства Санкт-Петербург

Правила карманных расходов

Экономическое воспитание ребенка должно строиться на принципах воспитания вообще

Впервые о целенаправленном экономическом воспитании сына мы задумались, когда ему было 6 лет, после одного случая. Гость семьи, уезжая из России, оставил нашему ребенку «на мелкие расходы» вполне приличную сумму денег. Мы, как вежливые родители, не кинулись тотчас «помогать» сыну потратить эти деньги, а спокойно поехали провожать гостя в аэропорт, отложив проблему до вечера. Когда вернулись домой, оказалось, что на все деньги наш сын накупил жевательной резинки. Примерно 200 штук. И всю ее уже пережевал! Называется, дорвался!
Конечно, мы попытались объяснить ему, что эти деньги можно было бы потратить гораздо целесообразнее. Но словами жить не научишь. И мы решили научить действием.
Описывать эволюцию наших исканий смысла нет. Поэтому сразу изложу те принципы, на которых мы выстроили свои отношения с ребенком. Возможно, какие-то из них покажутся вам сомнительными. На реализацию других у вас не хватит мужества. А следовать третьим вы не сможете из-за ресурсных ограничений. И все-таки я надеюсь, наш опыт может пригодиться растерянным родителям.
Соблюдайте гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Ваш голос в данном случае лишь совещательный.
Примиритесь с убытками заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Помните, что с вами ребенок учится, имея «страховку», которой у него, возможно, потом не будет. Пусть он лучше при вас совершит как можно больше ошибок! Ваша задача – не ругать и не укорять. А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что вы хотите ему помочь, он начнет прислушиваться к вашим советам.
Всегда объясняйте, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее: возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними»). Это приучит ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Обязательно определите систему финансирования вашего ребенка. Чем раньше он получит в руки деньги, тем лучше. Ведь для того, чтобы научиться чему-то, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении.
Главный тезис: карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок имеет право по своему усмотрению. И они – не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент.
Экономическое воспитание ребенка должно строиться на принципах воспитания вообще. Оно не может быть оторвано от особенностей семьи.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru