Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир


 

Ульяна ОРЛОВА
Московская область

Мои ученики, их папы, мамы и бабушки

Записки классного руководителя

Двадцатое июля. Сегодня вышла на работу в новом статусе молодой мамы. Школьная атмосфера, как всегда, будоражит меня. От слов коллег, что классное руководство мне, слава богу, не грозит, немного грустно. Да, учителю, вышедшему из декретного отпуска, обычно не предлагают взять класс: слишком много хлопот с маленьким ребенком, какая от такого учителя отдача? Но мне бы хотелось взять класс. Не затем, чтобы дежурить, проводить мероприятия, делать ремонт, а чтобы чувствовать себя в школе среди родных душ.

Двадцать восьмое августа. Ура! «Производственная необходимость», – сказали мне. Я назначена классным руководителем к пятиклашкам! На заочное знакомство и тщательную подготовку времени уже не хватает. Только собрать и представиться.

Тридцатое августа. Спускаюсь в фойе, стоит кучка ребят. Издалека вижу: они заглядывают в глаза каждому учителю, проходящему мимо. Готовы броситься навстречу, если он тот, кого они ждут. Подхожу ближе. «А вы не к нам?» – «Конечно, к вам!» И сразу закрутилось-завертелось: куча вопросов, на которые никто не ждет ответов – только восклицаний! Поднимаемся в класс, это целое приключение. Они выбегают на каждый этаж и, перебивая друг друга, спорят, где же теперь будет их кабинет. Эх, опять ошиблись! Нам на самый верх! Дошли и тут же по-хозяйски оглядели кабинет: с каким-то трепетом трогали парты, решали, кто и где будет сидеть на уроках, как лучше сдвинуть парты для чаепития, куда пристроить уголок класса. Как же интересно за ними наблюдать!
Спланированная мною первая встреча пошла по иному руслу: заготовленные игры на знакомство тут же переделались в другие, игра «Телеграмма», где по инициалам участников команды нужно составить поздравительный текст, вылилась в сочинение стихов. И никто не выходил из образовавшегося круга. Тогда мы начали сочинять и репетировать поздравление всем классным руководителям к первосентябрьской линейке.

Первое сентября. Они волновались, наверное, больше меня. А после линейки некоторые классные руководители подходили к детям и благодарили за оказанное внимание. Просто-то как: дать детям шаг ступить. И ни одной потраченной минуты на подготовку этого события мне не жаль.

Пятое сентября. Читаю анкеты, которые просила заполнить родителей, и понимаю, что анкета моих надежд не оправдала. Казалось бы, элементарные вопросы: увлечения ребенка, друзья, какие предметы вызывают трудности – но в большинстве анкет стоят красноречивые прочерки. Или вот вопрос: какие праздники в семье являются традиционными? Многие пишут: чаепития в классе, школьная елка. В тупик родителей ставит вопрос о домашних обязанностях ребенка. А некоторые ответы просто озадачивали: «Медицинские
противопоказания – не ругать, не кричать, не обижать!».

Одиннадцатое сентября. Первые прогулы, первые драки, нарушение дисциплины и невыполненные домашние задания. И вереница родителей – по вызову или по собственной инициативе. Есть «трудные», они открывают дверь ногой, разговаривают на повышенных тонах. На них уходит больше времени и сил, чем на тех, кому я действительно могу помочь.

Двенадцатое сентября. Сегодня за пять минут до звонка (мы с 9 классом готовимся к уроку), открывается дверь: «Предупреждаю вас, что с предыдущим классным руководителем я всегда ругалась, потому что она только портит детей». Я прошу ребят выйти. Родительницу прошу представиться, объяснить, в чем проблема. Но она, не сбавляя оборотов, продолжает: «Я хочу, чтобы моего Ваню посадили на первую парту. И ни с Олегом, ни с Денисом, ни с Артемом и ни с Женей! Я вообще против того, чтобы учитель сажал моего Ваню так, как ему хочется». Спокойно объясняю, что запретить предметнику рассаживать детей я не могу. Что в классе всего несколько девочек, а мальчиков в три раза больше. Что Ваня находит повод для разговора с любым, с кем его ни посадишь. Что пересадка вообще мало что изменит, поскольку Ваня не носит в школу нужные учебники и тетради. «Ну рассмешили, – кричит мама, – он же мальчик! И совсем взрослый! Пусть сам собирается!» Беспочвенные обвинения сыплются на меня и на всех учителей. А уже прозвенел звонок, 9 класс сел за парты. «Мне ребенок достался очень тяжело, а вы еще молоды давать мне советы, и если у Вани после этого разговора появится хоть одна двойка или замечание, берегитесь!» – хлопок дверью. Мертвая тишина. Мне 30 лет. У меня урок. Я не могу собраться с мыслями.

Пятнадцатое сентября. Детские анкеты. Что им нравится в школе? Оказывается, спортзал и столовая! Чего они ждут от уроков в пятом классе? Большинство написали: «Я боюсь». Вот откуда столько пропусков по болезни, намного больше, чем было в начальной школе. Я не поленилась, сверила. И все же есть надежда: в конце каждой анкеты, там, где я писала «спасибо», многие дети крупно вывели: «Пожалуйста!!!»

Двадцать второе сентября. Завтра едем с классом в Тулу. Собираюсь убить двух зайцев сразу: сплотить и заинтересовать ребят, подключить родителей к делам класса. Поездка! Что может быть лучше?! Родители взволнованы. Весь вечер звонят, и каждый просит не отпускать свое чадо от себя, везде за ним ходить, следить за каждым шагом: «Он еще совсем маленький, первый раз так надолго расстается с мамой». Одна мама плачет в трубку, я ее успокаиваю, напоминаю, что сыну уже одиннадцать лет.

Двадцать четвертое сентября. Конечно, поехали не все. Но прекрасная погода, отличное настроение, песни и загадки, общение, новые города, атмосфера дальней поездки. И много-много фотографий, столько же наблюдений. Одни девчонки с коромыслом чего стоили! В поездке дети совсем другие, чем в школе, смешные, жизнерадостные, озорные. По горячим следам сделали презентацию о поездке. Что-то они ничего не пишут на «Заборе событий»? Мы в классе сделали такой «забор», чтобы каждый мог черкнуть о событиях – любых, хороших и плохих.

Двадцать пятое сентября. Наверное, я плохой педагог. У хорошего четко расставлены приоритеты: где он работает на автомате, когда душу вкладывает, а на что-то и внимания не обращает. И я бы с радостью расставила! Да не могу.
С утра новость: мой Игорь толкнул второклассницу, и она, упав, ударилась лбом о каменный пол. Шишка, слезы, вызов врача. Бабушка грозит завучу позвонить в управление образования. Начинаю разбираться. Со свидетелями. Оказалось, что перед первым уроком, когда открываются двери на этажи, дети бегут сломя голову, и Настя, обгоняя Игоря, зацепилась за него портфелем и упала. Начальство решило: Игорю надо идти к Насте домой и извиниться. «За что?» – «За то, что ты невольно стал причиной ее несчастья!» Чтобы договориться о встрече, мы с Игорем пошли звонить Насте. Оказалось, что Настя дома одна, а бабушка, которая с утра угрожала, уехала к себе домой. Приказ идти извиняться завуч отменяет. А про своевременное открывание дверей на этажи никто и не думает.

Двадцать седьмое сентября. Сегодня жуткий день, просто сумасшедший. Писать о школе сейчас просто нет сил. У дочки к простуде добавился конъюнктивит, даже синяк вокруг глаза. Как ни рвись, а наша с детьми заинтересованность и потребность друг в друге может прерваться в один момент. По одной простой причине: до сих пор меня не смогли обеспечить детским садиком, хотя с этим условием в июле звали в школу. Наверное, звонить заведующим детсадами и просить их о месте для моего ребенка никому не хочется.
И свекровь решила уехать именно сегодня, бегали с билетами, провожали, она плакала. Я кажусь ей ненормальной: рвусь работать в школе с чужими детьми за копейки. Но мне и вправду хочется работать. Пишу, а сама жду: вдруг сейчас раздастся звонок и скажут: «Приводите ребенка»? Обидно, что управление призывает нас работать качественно, а помогать не спешит. Зато сколько отчетов уже спросили!

Двадцать восьмое сентября. Запуталась, и такая смесь чувств негативных! Со всех сторон одни обязательства: перед ребенком, перед мужем, школой, учениками, коллегами, родителями учеников. А доброго слова ни от кого нет, даже поговорить не с кем. Вот и пишу.

Двадцать девятое сентября. Класс у меня очень странный. В нем два полюса: гиперактивные и замкнутые – и никакой середины. Сегодня ко мне обратилась мама одного ученика, озабоченная тем, что ее ребенок не проявляет ни к чему интереса. Я вспомнила одну ситуацию из поездки и рассказала ей. Когда на Куликовом поле после представления ребятам разрешили подержать мечи, дубинки, померить шлем, сфотографироваться, все оживились, забегали, и я тоже. Но вдруг, посмотрев в сторону, увидела, как Юра бродит под трибунами, что-то ищет. Бегу к нему: «Что-то потерял?» – «Дружка». – «Какого дружка?» – «Да собачка тут бегает, Дружок. Хотел с ним поиграть». Значит, есть все-таки у Юры интересы? Мама задумалась. Потом говорит: «И правда, мы только на учебу внимание обращаем. Я его всего лишила, всё запретила, а толку никакого, даже сгоряча сказала, что мне такой сын не нужен. А вы предложили совсем другой поворот».

Второе октября. Уложила дочку спать и предалась неприятным мыслям. На февраль поставили фронтальную проверку и постоянно нагнетают ситуацию: пугают, пугают. Надо заранее запасаться бумагами, и мы пишем, пишем, пишем. В районе 30 школ, в том году сняли пять директоров да еще одного в самом начале учебного года. Чувствуешь себя пешкой в непонятной игре. А кто играет? В центре занятости висят вакансии на четырех специалистов управления образования, хотя уже двоих взяли прямо со студенческой скамьи. Это они трясут школу? Завтра с трех до шести районное методобъединение классных руководителей. Ума не приложу, куда дочку пристроить. А не явишься – позвонят в школу, отругают. Любят у нас напомнить: не забывайте, мы вас в этом году аттестуем!

Пятое октября. Открытки дети делали сами. Не всегда ровные и красивые буквы, собственные рисунки и стихи – всё от души! Развешивали их на дверях кабинетов до прихода учителей, а потом выглядывали из-за угла: понравилось ли? Наша акция на День учителя удалась!
…Когда дети рады тебе, когда подходит учитель-предметник и говорит, что последнюю неделю просто не узнает класс, настолько дети стали работоспособнее, когда мама ученика признается в том, что чувствует твою поддержку в воспитании сына – это ли не самые счастливые минуты жизни классного руководителя?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru