Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
За журнальным столом
Разнообразные возможности ис-пользования портфолио в школе представлены в публикации Т.Новиковой «Оценивание с помощью портфолио» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2006 год). Автор знакомит читателей с опытом зарубежных стран, где портфолио используется не только для оценивания учебных достижений учеников, но и для расширения возможностей обучения, поощрения самообучения, поддержки развития детей. Как отмечают педагоги одной из школ Сан-Диего, портфолио «помогает вовлечь ребят в процесс обучения. Создавая портфолио, ребенок чувствует себя хозяином своих работ: ведь это он решает, что годится для портфеля достижений, а что – нет. Ребенок начинает размышлять над собственными материалами, и это размышление позволяет ему посмотреть на себя как на ученика».
В публикации дано описание основных видов портфолио (портфолио документации; портфолио процесса; портфолио показательный; оценочный портфолио), а также описание различных этапов создания и развития портфолио.
Педагоги школы № 5 города Тамбова выработали свой подход к организации и проведению педсовета. О нем рассказала заместитель директора по воспитательной работе Т. Базина в статье «Методические рекомендации по подготовке и проведению педагогических советов» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 5 за 2006 год). Сначала руководители школы составляют список проблем и предлагают учителям высказать свое отношение к ним. Далее методом ранжирования выстраивается «рейтинг» наиболее актуальных тем, а уже затем идет их осмысление на предварительных семинарах. И только когда тема «созреет», наполнится некими общими смыслами, образуется инициативная группа и начинается подготовка к тематическому педсовету.
«Коллективный выбор темы активизирует деятельность учителей, порождает эффект причастности к самому педсовету», – убеждена Т. Базина. В публикации также приводится примерная тематика педагогических советов по воспитательной работе (Воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать? Ситуация успеха – как ее создать? Легко ли быть учеником?..). А вторая часть публикации посвящена нетрадиционным формам педагогических советов: педсовет – деловая игра, педсовет – коллективное творческое дело, педсовет – «методический день», педсовет – диспут, педсовет – конференция.
Каким образом можно определить эмоциональное состояние собеседника? Такой вопрос психолог Ж. Попова обычно задает учителям во время тренинга, но практически никогда не получает на него верный с точки зрения психологии невербального общения ответ. «Большинство отвечают: по глазам. Глаза – зеркало души», – пишет Ж.Попова в статье «Как научиться эффективно общаться» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 9 за 2006 год). «Однако, – продолжает психолог, – данные практических исследований свидетельствуют, что основную информационно-эмоциональную нагрузку несут не глаза, а брови и область вокруг рта».
В статье раскрываются важные психологические секреты эффективного общения: как «читать» язык жестов, с помощью каких средств можно преодолеть коммуникативные барьеры, какие существуют приемы правильного слушания. К примеру, в конфликтных ситуациях, по мнению автора, учителю лучше использовать метод «нерефлексивного слушания» – «слушания всем телом». Этот метод предполагает, что слушатель «внимательно молчит». Его задача – дать возможность собеседнику высказаться до конца, что особенно важно в конфликтной ситуации, когда требуются именно вербализация, высказывание наболевшего, проговаривание конфликта, а не его немедленное решение. Понятно, что говорить нужно одному, а не двоим одновременно, иначе невозможно договориться. Дать собеседнику «выпустить пар» – значит заслужить его доверие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|