Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
У книжной полки
В.И.Несевря
Книга скаута
Московский психолого-социальный институт, 2003.
Что обычный учитель знает об организации
скаутов? Очень немного об истории, почти ничего о
принципах и законах и понаслышке о том, что
пионерская организация была поначалу почти
дословно «списана» со скаутинга. Из книги мы
узнаем, что действительно внешние атрибуты –
структура, галстук-косынка и даже «Будь готов!» –
«Всегда готов!» пришли к нам от скаутов. А вот по
сути работы с детьми эти организации разошлись
далеко. Скауты – не политическая организация. Их
главный принцип – обучение жизни через игру,
лучше всего на природе.
Звучит привлекательно. А что значит обучение
жизни? Это значит, что скаут стремится к тому,
чтобы быть честным, надежным, дружелюбным,
доброжелательным, вежливым, жизнерадостным,
мужественным.
Каждый скаут «сам решает, что он будет изучать, и
делает это по-своему, удобными для него темпами».
В отличие от других организаций «в скаутинге
человек соревнуется сам с собой». Достижения
отмечаются знаками-нашивками. Они указывают,
какими умениями овладел подросток, какие
специальности освоил и на каком уровне, в каких
мероприятиях участвовал. И все это направлено
на физическое, интеллектуальное, духовное
развитие. На какой странице ни откроешь книгу
наугад – взгляд выхватывает что-нибудь
захватывающее и привлекательное для ребенка: как
вести себя после кораблекрушения; чем питаться в
лесу, в степи, в горах; трудно ли выжить,
оказавшись одному зимой в лесу.
Одним словом, и устройство жизни, и содержание
программ, и система взаимоотношений – все это
привлекательно для детей и подростков.
Перелистывая книгу, очень быстро понимаешь, что
это описание работающей и не занудной системы
воспитания. Она существует около ста лет и
аккумулировала огромный опыт взрослых,
работавших с ребятами неформально и увлеченно.
Практические рекомендации (от устройства
успешного и безопасного лагеря до первых шагов
по организации скаутского отряда), описание игр,
лагерных программ, соревнований; отрывки из
воспоминаний основателей движения – все это
читается на одном дыхании. Тем более что сегодня
учителя пребывают в полной растерянности: что и
как воспитывать?
М.В.Осорина
Секретный мир детей в пространстве мира
взрослых
СПб.: «Речь», 2004.
Зачем дети строят «штаб»? Чем привлекает детей
свалка? Что делает городской ребенок на прогулке?
Чему можно научиться на ледяной горке? Мало кто
из взрослых задается этими вопросами. И напрасно.
В поисках ответов мы осознаем закономерности
взросления ребенка, заново открываем и объясняем
свои давно забытые страхи и проблемы.
И эти проблемы далеко не пустячны. Например,
страх у детей вызывает темнота, вход в подвал,
деревенский туалет, кладбище. Это оттого, что
ребенок воспринимает эти места как пограничные:
здесь кончается обжитой, понятный мир.
Вообще в поведении детей многое связано с
освоением пространства: сначала своего тела,
потом дома, двора, школы. Ребенок обживает
окружающий мир и находит свое место в нем. Это
происходит ежеминутно, в том числе и в
повторяющихся бытовых ситуациях. Что происходит,
когда семья собирается за столом? Почему
мальчики обычно осваивают территорию большую,
чем девочки? Какую схему поведения ребенок
проживает в игре в прятки? Ответы вы найдете в
книге.
Иногда детское поведение раздражает взрослых.
Например, ребенка как магнитом тянет к помойке.
Иногда это свидетельствует об эмоциональных
проблемах. Ведь свалка – это «изнанка взрослого
мира», там нет привычных запретов, у вещей нет
хозяев, их можно безнаказанно ломать, топтать,
пинать. И тем самым сбрасывать опасное
напряжение. Автор приводит еще несколько
неожиданных притягательных для ребенка
характеристик помойки. И даже описывает, как
воспитатели однажды сначала невольно, а потом
сознательно создавали имитацию свалки и какой
педагогический эффект это произвело.
В других главах можно узнать о том, как дети
удовлетворяют базовую потребность в
устойчивости мира и стремление к чуду, жажду
обладания и желание фантазировать.
Все это, конечно, полезно знать педагогу. Но главы
«проглатываются» одна за другой прежде всего
потому, что читать интересно. Не оторвешься, пока
не дойдешь до конца последней – «Каким должно
быть место детского отдыха и игр».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|