Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 

На подходе вторая четверть, рабочая, деловая. Время, когда почти в каждой школе проходят недели биологии, математики, истории, иностранного языка. К ним заранее готовятся, ищут что-нибудь новенькое, неожиданное, особенно интересное. Но с каждым годом придумать что-то оригинальное становится все трудней...
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук

Предметная неделя по необычному сценарию

Попробуем вовлечь в общую работу всех учеников школы

Цели

Прежде всего, бесспорно, нужно подумать, для чего, с какой целью эта неделя проводится. Приведенный ниже способ стоит использовать при следующих целях:
– развитие интереса к изучаемому предмету;
– развитие межпредметного видения учебных задач;
– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Кроме этих целей, данный способ позволяет по-новому взглянуть на своих коллег, учителей других предметов, что может способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе.

Формирование групп

Чтобы достигнуть поставленных целей, на время предметной недели можно предложить ученикам школы разбиться на разновозрастные группы, которые будут соревноваться между собой. Только на первый взгляд задача слишком сложная: дети привыкли общаться лишь со своими одноклассниками, как же они сумеют разбиться на разновозрастные команды? Тем не менее это возможно и положительно сказывается на дальнейшей жизни школы, на отношении ребят к учебе, к учителям и друг к другу.
Дело в том, что при такой системе в работу вовлекаются практически все ученики: одни становятся официальными членами групп, другие – их помощниками, третьи приходят на мероприятия, чтобы поболеть за своих друзей – именно за друзей, а не за класс, в котором у многих есть и недруги. А как приятно потом наблюдать за уважительным общением старших и младших, которые хоть на одну неделю побыли соратниками...
Создать разновозрастные группы можно разными способами.
Во-первых, можно предложить каждому из старшеклассников, тем, кто готов стать лидером группы, найти по два ученика на класс младше, тем – еще по два и так далее. Ребята всегда знакомы с кем-то младшим, формирование такой цепочки обычно идет довольно быстро, в результате образуются команды. А если в этот процесс внести соревновательный момент... После формирования каждая команда приглашает в свой состав одного из учителей школы, который становится ее полноправным (и равноправным) членом.
В-вторых, можно предложить учителям-предметникам создать разновозрастные группы из тех учеников, которых они смогут привлечь в свою команду. Эта система лучше всего подходит для педагогических коллективов, которые не собираются ограничиться одной предметной неделей, так как при таком подходе груз работы равномерно распределяется на каждой предметной неделе на нескольких педагогов, каждый из которых в дальнейшем будет проводить «свою» неделю и сможет так же рассчитывать на помощь коллег. Лучше, если учитель, предмету которого будет посвящена данная неделя, не станет входить ни в одну из групп – тогда он сможет помогать всем на отдельных этапах, быть консультантом и членом жюри.
В-третьих, старшеклассники – члены инициативной группы вполне способны предложить свои способы формирования команд, что, между прочим, часто и происходит.
В идеальном варианте в каждой разновозрастной команде должно быть не больше 10–12 человек (для эффективной работы), но возможны и другие варианты.

Планирование недели

Как и любой другой детско-взрослый проект, проведение предметной недели должно стать общей задачей и для взрослых, и для ребят. После создания разновозрастных групп собираются все желающие участвовать в проектировании, как правило – по одному-два представителя от каждой группы, и уточняют (или изменяют) детали проекта.
Сложившаяся на сегодняшний день практика показывает, что за одну неделю можно провести:
1. Конкурсы всего, что сделано командами на тему данной недели.
2. Школьную олимпиаду по предмету.
3. Увлекательную работу в разновозрастной группе, демонстрацию ее результатов.
Сразу, обязательно до начала недели, оговаривается приз, который получит победившая команда.
Только сначала кажется, что три этапа всегда будут одинаковыми. Обычно первое соревнование ограничивается выпуском стенгазеты – это самое первое, что приходит в голову и детям, и учителям. Но даже это состязание может быть увлекательным: главное – сформулировать интересную для ребят тему. Именно обсуждение темы стенгазеты становится предметом предварительной дискуссии.
Ребята предлагают что-то совершенно запредельное? Вам кажется, что сделать газету на такую тему невозможно? Не торопитесь их останавливать! Скорее всего ваши ученики действительно увлеклись предложенной работой, готовы сделать ее с детским и подростковым азартом, с юмором. Возможно, стоит попробовать согласиться с предложенным ими вариантом, тогда они действительно поверят, что учителя участвуют в этой работе не для того, чтобы еще раз проверить детей, их знания и умения, а просто потому, что тоже готовы учиться, потому, что творчество их увлекает, а общение с учениками (с младшими друзьями) приносит радость.
Стенгазету могут заменить различные выставки: рисунков, моделей, поделок на оговоренную заранее тему. Членами жюри этого конкурса вполне могут стать и ученики, не вошедшие в команды, и учителя школы, и родители. Выставка – мнения гостей – анализ мнений... Конкурс не должен быть очень сложным, фактически это разминка, проба сил, первое знакомство друг с другом, когда каждый должен найти свою нишу, внести в общую работу что-то свое.
Школьная олимпиада по предмету может проводиться в различных вариантах:
– традиционно: сложные и интересные вопросы по данному предмету, индивидуальный (по параллелям) и групповой зачеты;
– в игровой форме: можно использовать различные популярные сегодня схемы групповых игр, в которые вносятся задания разного уровня для всех членов группы.
Главное, чтобы в этих конкурсах приняли участие все: и ребята, и учителя.
Учителя других предметов плохо разбираются в вашем и не хотят участвовать в таких конкурсах? Придумайте для них шуточные вопросы или самые простые. Ребятам объясните, что в отличие от них учителя занимались данным предметом последний раз много-много лет назад, и вполне понятно, почему они что-то забыли, да и память не та... Дети оценят такую самокритику, их уважение к педагогам только возрастет.
Самый сложный – третий этап. Его редко проводят в школах, потому что мало кто может придумать, что такое способны сделать вместе дети разных возрастов и учитель. Пожалуй, на обсуждение проекта предметной недели стоит, для затравки, вынести несколько вариантов: сценки, мини-спектакли, сценические представления на тему недели; совместное исследование, проведенное в музее, на природе, в библиотеке. Оцениваются смысл, оригинальность и красочность...
Возможно, ребятам придется по вкусу один из них, но вполне вероятно, что они придумают что-то еще более интересное именно для данного предмета, для данной школы.
А теперь – о том, что может быть призом. Торт? Конфеты? Съели – и разошлись, только бумажки остались. А что, если призом сделать новую работу по данному предмету, такую, которая теперь будет для всех отдыхом? Когда-то мы проводили неделю биологии, и одним из конкурсов был план самого увлекательного для биологов похода. Приз – поход победившей группы по данному маршруту. Если честно, то до сих пор мы все, и взрослые, и дети, вспоминаем тот поход. И дружим, хоть самым младшим из нас сейчас уже под тридцать.
Поход, поездка, вечер песни... Мало ли чего интересного можно организовать для группы, в которой дети и учителя проработали вместе целую неделю! Пожалуй, такой приз – самый, самый лучший.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru