Первая тетрадь
политика образования
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Модернизация требует системного
подхода
Министерство образования и
науки будет оценивать регионы-грантополучатели
по пяти основным параметрам
После учителей и школ, получивших гранты,
пришла очередь регионов. Набирает ход новый
конкурс – по внедрению комплексных проектов
модернизации российского образования в рамках
нацпроекта «Образование».
Именно по этому поводу на прошлой неделе в
Подмосковье прошло всероссийское совещание
руководителей органов управления образованием
субъектов РФ, куда съехались 125 человек из 85
областей и республик.
В течение ближайших трех лет именно по итогам
этого конкурса правительство поддержит 40
субъектов РФ: 20 – в 2007 году и еще столько же в 2008-м
и 2009-м. В проекте федерального бюджета следующего
года на эти цели уже отведено 3,5 млрд рублей. При
этом средний объем одного гранта составит 175 млн
рублей.
– На победу в конкурсе могут рассчитывать не те
регионы, которые тратят больше денег на
образование, и не те, кто достиг высоких
результатов в одной отдельно взятой сфере, –
заметил директор департамента госполитики в
образовании Минобрнауки Исаак Калина. – А те, кто
добился системных изменений во всех областях.
По мысли Минобрнауки системные изменения лучше
всего отслеживать на пяти основных направлениях,
об осуществлении которых с 2007-го по 2009 год должны
докладывать регионы-грантополучатели:
– Введение новой системы оплаты труда,
направленной на повышение доходов учителя.
– Переход на нормативно-подушевое
финансирование.
– Развитие региональной образовательной сети:
предоставление всем гражданам независимо от
места жительства равных возможностей в
получении образования.
– Развитие региональной системы оценки качества
образования (введение ЕГЭ).
– Расширение общественного участия в управлении
образованием.
До конца текущего года Минобрнауки представит
на рассмотрение в правительство «Программу
поддержки субъектов РФ, внедряющих комплексные
проекты модернизации российского образования,
включающие введение новой системы оплаты труда,
направленной на повышение доходов учителя».
Для отбора победителей будет создана Конкурсная
комиссия, куда войдут президентские полпреды в
федеральных округах.
С регионами-победителями будут заключены
соглашения о предоставлении субсидий из
федерального бюджета на реализацию комплексных
проектов модернизации, рассчитанных на
трехлетний срок – c 2007-го по 2009 год.
Причем если в первый год деньги регионам
перечисляются, так сказать, авансом, за добротно
составленную программу, то на втором и третьем
этапах – при условии достижения заявленных
показателей.
Если обнаружится, что регионы не выполняют
обязательства, Рособразование вправе
расторгнуть соответствующее соглашение с
субъектом РФ либо урезать финансирование.
Система оплаты труда
Первый пункт требований Минобрнауки вызвал
острую дискуссию. Сегодня не многие регионы
готовы представить проект новой системы оплаты
труда (НСОТ), уверена начальник столичного
департамента образования Любовь Кезина.
– Разработка такой системы суперсложна,
поскольку не все здесь зависит от органов
управления образованием, – заметила она. –
Генпрокуратура отслеживает каждый наш шаг и
находит нарушения.
Позицию Минобрнауки по новой системе оплаты
труда озвучил заместитель Исаака Калины Игорь
Реморенко.
По его словам, размер заработной платы будет
зависеть не от количества часов, а от качества и
результативности труда. Фонд оплаты труда (ФОТ)
будет состоять из двух частей – базовой (она
рассчитывается по ЕТС) и стимулирующей, на долю
которой должно приходиться не менее 20–40%.
– Это всего лишь модернизация существующей
системы, – возразили участники совещания. –
Принципиально новой ее не назовешь. Например,
действующий ФОТ тоже включает тарифную и
надтарифную части.
Однако есть и различия. До настоящего времени
надтарифным фондом ведал директор школы. А при
введении НСОТ эту миссию возьмут на себя
общественные органы школьного самоуправления:
управляющие и попечительские советы.
Однако как по этой новой системе будут
распределяться между центром, регионами и
муниципалитетами полномочия по оплате труда?
Как объяснил Игорь Реморенко, на федеральном
уровне будут задаваться общие минимальные
параметры: например, Правительство РФ
устанавливает базовые оклады по
профессиональным квалификационным группам. А
размеры и условия оплаты труда по новому
Трудовому кодексу определяются органами
местного самоуправления. Однако как по НСОТу
будут считать отпускные и больничные, до сих пор
неизвестно.
– Минобрнауки выносит на обсуждение
педагогической общественности довольно сырую
концепцию, в которой еще много неопределенного,
– заключил Михаил Левицкий, декан
экономического факультета Московского
городского педагогического университета.
Нормативно-подушевое финансирование
Первый же опыт внедрения НПФ не вызвал восторга
в регионах. Одна из причин – весьма упрощенное
понимание сути реформы: рациональное
расходование средств понимается как повальное
сокращение штатов.
Например, в результате такой политики в
Приморском крае были сокращены 30% психологов,
педагогов дополнительного образования и
социальных педагогов, рассказал Константин
Межонов, начальник Департамента образования и
науки Приморского края.
– Это безграмотные управленческие решения, –
тут же отреагировал Исаак Калина. – Они просто
принимаются под лозунгами модернизации.
Тем не менее сокращение учителей неизбежно,
прежде всего по демографическим причинам.
Как сообщили представители Минобрнауки, в 2006
году в России насчитывалось 12 тысяч классов, где
учится по одному ученику, и еще 65 тысяч – где
учатся менее пяти школьников.
По тем же данным, вследствие демографии за
последние 5 лет количество российских школьников
сократилось с 20 млн до 15 млн, или на 25%.
Количество учителей за этот же период
сократилось лишь на 2%. В результате на каждого
российского учителя приходится в среднем по 10
учеников (в некоторых регионах этот показатель
составляет 6,14 ученика), в то время как в странах
Запада на каждого учителя приходится в среднем
по 15 школьников.
– Следует освободиться от той части учительства,
которая не соответствует современным
требованиям, – беспощадно подытожил статистику
Исаак Калина.
Исключение будет сделано лишь для сельских
начальных школ, которые, по словам Калины, должны
быть «сосредоточены в месте проживания ребенка».
Стандарты второго поколения
Равные условия образовательного процесса
должны быть отражены в новой структуре
стандарта. Для чего Минобрнауки уже подготовило
соответствующий законопроект.
Стандарт больше не будут делить на федеральный,
региональный и школьный компоненты.
По словам чиновников, действующая модель почти
не используется: только 13 из 88 субъектов РФ
приняли собственный региональный компонент, и
только в отношении общего образования. Изменится
и суть госстандарта.
Сейчас в него входят: минимум содержания
основной образовательной программы,
максимальный объем учебной нагрузки, требования
к уровню подготовки выпускников. В результате,
подчеркивают разработчики, школьная программа
оказывается перегруженной, а выпускник
оценивается только по полученным им знаниям, а не
по навыкам и компетенциям.
Зато новый стандарт будет оценивать именно
компетенции, знания и умения, полученные
школьниками в результате освоения основной
образовательной программы.
Изменится и процедура принятия образовательного
госстандарта. Хотя соответствующий законопроект
«висит» в Думе с 2002 года, школы уже давно
используют на практике так называемые стандарты
первого поколения, утвержденные приказом
экс-министра образования В.Филиппова от 5 марта
2004 года.
Идея нового законопроекта состоит в том, что
школьный стандарт наравне с вузовским будет
приниматься Минобрнауки. Исаак Калина призвал
коллег войти в состав неформальной рабочей
группы по разработке школьных стандартов
второго поколения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|