Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

Мобильная литература

Новые форматы чтения – что это такое?

Тенденция важнее ситуации, говорят методологи науки. Самое пышное благополучие неумолимо разрушится, если начнется спад, который не удастся переломить. Самое бедственное положение выправится, упадок сменится расцветом, если установится пусть малозаметный поначалу, но упорный подъем.
Что же происходит в нашем сегодняшнем книжно-читательском мире? Дает ли возможность 19-я Московская международная книжная выставка-ярмарка оценить фактическое положение вещей и наметившиеся тенденции?
Культура чтения отступает и сдается под напором визуальной псевдокультуры, вдумчивый читатель сменяется бездумным потребителем клиповой телекартинки – такие панические констатации стали привычными. Им не откажешь в убедительности. Каждый из нас может привести немало примеров в подтверждение, просто бросив взгляд вокруг.
Социолог Анатолий Меренков выявил такую картину: за четверть века отношение подростков к чтению принципиально изменилось, а к телесмотрению осталось прежним. В конце 70-х годов прошлого века 74% старших школьников ежедневно смотрели телевизор. Этот далеко не лучший стереотип использования свободного времени сохранился в неприкосновенности. Но в те же годы около 60% подростков постоянно читали художественную литературу. В начале нового века – в три раза меньше. Старшее поколение не сумело сохранить привычку к чтению и передать ее детям.
Ничего не скажешь, беда.
Но что противостоит этой безрадостной ситуации? Наметились ли сдвиги в мире взрослого и детского чтения? Хотелось бы верить, что да, хотя тенденции противоречивы и не позволяют говорить об этом уверенно.
Солидный порядковый номер московской книжной выставки-ярмарки – девятнадцатый – свидетельствует сам за себя. Уже установилась отличная традиция: в марте, совпадая со школьными каникулами, и в сентябре, вслед за началом учебного года, на ВВЦ – книги, книги и книги. И читатели. Взрослые и дети.
Выставка растет и расширяется. Сначала она помещалась в одном
павильоне, потом добавился второй, а на этот раз открылся и третий, впервые отданный целиком детской и образовательной литературе. Значит, есть потребность в книге, есть стремление к чтению. Кстати, во втором полугодии подписка на газеты и журналы, падавшая в течение пятнадцати лет, впервые выросла. На доли процента, правда, но все же факт обнадеживающий.
Последние дни работы выставки, пришедшиеся на выходные, не порадовали погодой. Было хмуро, холодно, ветрено, срывался дождь, но очереди к кассам и у входа в павильоны поражали воображение, напоминая мощную демонстрацию. Фактически они ею и были: демонстрацией в поддержку книги.
Главным событием выставки-ярмарки стало вручение призов лауреатам премии «Книга года». Литературных и издательских премий сегодня очень много, не менее трехсот, но именно «Книга года» – свидетельство того, что государственная политика поворачивается к чтению, читателю, писателю, издателю. Победителей награждали политики и министры, отмечая издания, соответствующие долговременным государственным интересам. Главный приз в номинации, повторяющей название премии «Книга года», получил «Большой атлас России», вышедший в издательском центре «Дизайн. Информация. Картография».
«Поэзией года» под бурные аплодисменты зрителей был признан сборник «СтиХХI» ветерана поэтического бума шестидесятых годов Андрея Вознесенского. А «Прозой года» стал роман молодого уральского писателя Алексея Иванова «Золото бунта, или Вниз по реке теснин», серьезное и вместе с тем захватывающее повествование об истории и душе России.
В номинации «Учебник ХХI века» победителем стал вышедший в издательстве «Просвещение» учебный комплект «Планета Земля», причем директор издательства заверил собравшихся, что это только начало большой образовательной серии.
В номинации «Отпечатано в России» гордостью отечественной полиграфии был признан выпущенный издательством «Вагриус» четырехтомник Ханса Кристиана Андерсена «Сказки и истории», а в номинации «Вместе с книгой мы растем» победил поэт, переводчик, сказочник Григорий Кружков, написавший «Нос картошкой: Сказки о кладах, ковбоях, поросятах в стране Рутабага».
Круглый стол «Литературные журналы в поисках читателя» был посвящен судьбам так называемых «толстяков», которые на рубеже 80–90-х годов пережили невиданный взлет, оказавшись в самом центре общественного внимания и достигнув мирового рекорда своими миллионными тиражами. За последние десять лет их тиражи упали в сотни раз, вынуждая задаваться нерадостным вопросом: нужен ли современному читателю толстый журнал? Главный редактор журнала «Знамя» критик и литературовед Сергей Чупринин напомнил собравшимся, что институту толстых журналов в России более двухсот лет и добрая половина того, что состоялось в русской литературе за все эти годы, первоначально появлялась именно в толстых журналах. Собственно, появляется и сегодня. Через все споры участников «круглого стола» красной нитью проходила мысль, что традиционный толстый журнал, уже ставший неповторимым феноменом отечественной культуры, по-прежнему нужен читателю. Но тенденция к падению тиражей не преодолена. Впрочем, не совсем так. Это касается только бумажных версий. Каждый из «толстяков» присутствует и в интернете, где количество посетителей «Журнального зала» растет.
Быть может, именно на путях взаимодействия с миром высоких технологий следует ожидать нового расцвета литературных журналов и обновления интереса к поэзии и прозе? Новые форматы чтения – что это такое?
Представленный на выставке проект «Новая территория. Книга» заставляет взглянуть на проблему чтения под неожиданным углом зрения.
Проект выдвигает серьезную задачу – привлечь читателей, прежде всего юных, к литературе и чтению с помощью непривычных форматов. Молодежи предлагается путем нехитрых операций, в которых они разбираются куда лучше старшего поколения, загружать в свои мобильные телефоны целые книги и читать их прямо с монитора. Первое мобильное издательство возникло два года назад.
Проект «Новая территория. Книга» поддержали многие поэты, писатели, художники, композиторы, издатели, учителя. В обсуждении проблемы «Поэзия в современной среде мультимедиа» приняли участие поэт и педагог, депутат Московской городской Думы Евгений Бунимович, генеральный директор Первого мобильного издательства Андрей Гельмиза, главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов. «Поэзия в мобильном» – совместная инициатива Центра творческих проектов Евгения Бунимовича и Первого мобильного издательства. В течение целого года любой подписавшийся сможет бесплатно читать стихи современных поэтов с экрана своего телефона. По одному стихотворению каждый день: 365 стихотворений от двенадцати современных поэтов, среди которых Вера Павлова, Игорь Иртеньев, Владимир Салимон. Игорь Иртеньев собрал целую книгу стихов специально для мобильного издательства. Частная школа «Перспектива» в рамках проекта организовала ролевую игру по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Поэт и музыкант Псой Короленко представил собственный образовательный проект «Классика – это классно!»: «Горе от ума» Грибоедова, «Мертвые души» Гоголя и «Евгений Онегин» Пушкина подаются прямо на экран мобильного телефона с построчными примечаниями и комментариями.
Что и говорить, слишком непривычно. Но ведь это настоящая поэзия и проза... Так ли уж важно, с экрана или с печатной страницы откроется она читателям, в том числе подросткам?
Авторы проекта подчеркивают, что ни в коем случае не противопоставляют мобильные книги традиционным. Не секрет, что многие читатели, особенно за пределами Москвы, Петербурга и еще нескольких крупных городов, зачастую не имеют возможности приобретать книги, сталкиваясь либо с их отсутствием, либо с нехваткой средств. Привлечение новых читателей в ряды любителей литературы с помощью мобильной связи – почему бы и нет?
В павильонах среди круговерти посетителей и пестроты обложек разбегались глаза. Не мог не обратить на себя внимание удивительно дружный «залп» антиутопий в современной прозе: практически одновременно появились романы «2017» Ольги Славниковой, «День опричника» Владимира Сорокина и «ЖД» Дмитрия Быкова.
Настоящим событием стал выход в издательстве «Вагриус» книги Андрея Платонова «Ноев ковчег. Драматургия», где впервые, по авторской рукописи, публикуется драма «Дураки на периферии», а пьесы «Ноев ковчег», «Шарманка», «14 красных избушек» собраны по давним журнальным публикациям.
В издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ» появилась книга «Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии», написанная Львом Лосевым, который был дружен с будущим нобелиатом с начала шестидесятых годов, а в семидесятые выступил составителем его самой знаменитой, наверное, книги «Часть речи». В той же серии вторым в течение года изданием вышел «Борис Пастернак» фантастически продуктивного Дмитрия Быкова.
Да, многое радовало. Кстати, Россия сегодня на втором месте в мире по количеству наименований издаваемых книг.
Так что же, можно ли сказать, что позитивная тенденция наконец проявилась?
Не совсем. Интересную, умную, увлекательную, серьезную книгу все-таки приходилось искать. Сами же собой лезли в разбегающиеся глаза книги совсем другого качества и характера. Могучими глянцевыми рядами напирали пособия по магии, хиромантии, астрологии и прочей ерунде. Громоздились бесчисленные поваренные книги и тут же рядом – столь же бесчисленные «Как похудеть». Со всех сторон наступали армады «мужских» зубодробительных боевиков, «женских» детективов и слезоточивых любовных романов. Их настолько больше, они так агрессивны, что со спокойной душой уйти с выставки не получилось.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru