Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Третья тетрадь
детный мир

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Книги, которые зовут домой

Как я искал хорошее и доброе на Всероссийской книжной выставке детской литературы

Неплохо бы нашему народу вновь полюбить своих детей.

Р. Погодин

Когда мне становится душно от взрослых проблем, я открываю створку шкафа и гляжу на книжки своего детства. Мои дети их уже прочитали, и книжки вернулись ко мне обратно. Посмотрю на родные обложки, и можно жить дальше.
Детские книги – как деревенский воздух. Пока не окажешься в смрадном городе, не спустишься в духоту метро, разве поймешь, какая это радость – дышать полной грудью. Бегаешь себе по деревне с ребятами и не думаешь о счастье. Что о нем думать – оно с тобой и вокруг тебя.
Но вот исчезает, стремительно тает этот дивный, сказочный воздух, которым мы дышали с пеленок – воздух детской литературы. Тихо угасли Институт
детского чтения, Музей детской книги, Дома детской книги в Москве и Петербурге, журнал «Детская литература». Выселено из своего исторического здания в Черкасском переулке издательство «Детская литература». Его уникальные архив и библиотека складированы где-то в ангаре и того и гляди пропадут бесследно.
По двадцать лет не пополняются детские и школьные библиотеки не только на Камчатке или Сахалине, но и рядом со столицей. К примеру, в городе физиков Долгопрудном, претендующем на звание «наукограда», сотрудники единственной детской библиотеки почти на все просьбы детей вынуждены отвечать отказом. За 2006 год библиотекари не получили пока ни одной новой книги.
В книжных магазинах много детских книг, только рядом с этими полками не толпятся дети. Плотные глянцевые ряды разноцветных томов отчего-то их не очень радуют – они будто сошли с одного конвейера и адресованы такому же «упакованному» ребенку. Побольше розового сиропа для девочек, побольше страшилок для мальчиков.
Очень быстро к нам перекинулась западная мода: для детей пишут не самые добрые и талантливые, а самые популярные и богатые. И вот уже на детских полках красуются книжки эстрадных «звезд». По «Радио России» сказки Пушкина читают господа из политического бомонда.
За всеми этими переменами стоит взрослая ослепленность деньгами, прибылью, убежденность в том, что ребенок – это маленький потребитель, и ничего больше. Еще в самом начале 90-х один из классиков нашей детской литературы, Радий Погодин, писал: «Эксперименты над душами детей – дело не менее преступное, чем эксперименты над их плотью».
Радий Петрович умер в 1993 году. Его мудрые эссе о литературе и искусстве долго оставались неизвестными читателю (только недавно книга размышлений Радия Погодина «Дерево всех людей» вышла в петербургском издательстве «ДЕТГИЗ»). Даже сказки его и повести одно время не издавали. И все потому, что он, прошедший войну и лагеря, называл вещи своими именами.

* * *

Как бы ни огорчала нас жизнь, надо искать для детей хорошие книжки. Они обязательно где-то должны быть – на бабушкиных антресолях, в районной библиотеке или вот на 2-й Всероссийской выставке-ярмарке образовательной и детской литературы «Читай-ка», которая только что прошла в Москве.
При всем открывшемся разнообразии, оказалось, что издательств, выпускающих художественную литературу для детей, в России не так уж много. И совсем мало достойных детских издательств. Под достойными я имею в виду те, кто бережно хранит высокую традицию отечественной детской книги и готовит каждую книгу как неповторимое произведение искусства.
Таких интеллигентных, ищущих, высокопрофессиональных издательств мне встретилось на выставке всего три. Это московские издательства «Детская литература» и «Самокат» и петербургский «ДЕТГИЗ».
Знакомая всем поколениям марка «Детской литературы» и сегодня украшает лишь очень хорошие книги. Ни одно другое издательство не выпустило за последний год столько книг о Великой Отечественной войне, адресованных юному читателю, как «Детская литература». Среди них есть книги, памятные нам с детства, но незнакомые нашим детям: «Девочка из города» Л.Воронковой, «Партизанка Лара» Н.Надеждиной, «Морской охотник» Н.Чуковского. В серии «Великие битвы Великой Отечественной» вышло шесть книг писателя-фронтовика Сергея Алексеева. Серия «Школьная библиотека» пополнилась книгами, которые согреют и детей, и взрослых: «Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова, «Лето Господне» И.Шмелева, «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева, «Динка» В.Осеевой, томик Евгения Носова с лирическими рассказами о природе и детях, «Беглец» – замечательная повесть о мальчике несправедливо забытого писателя Николая Дубова.
Если за плечами у «Детской литературы» семьдесят три года богатейшей истории, то издательство «Самокат» (www.samokatbook.ru/) – почти новорожденное. Ему всего три года. Но при этом книги «Самоката» трудно спутать с другими – их облик сочетает в себе изящество и сдержанность. Они ярки, но без глянцевой агрессивности. За этой скромностью стоят этические и художественные принципы нового детского издательства. Вот что рассказывает главный художник «Самоката» Татьяна Кормер: «Когда мы делаем книгу, мы думаем не о том, что ее надо красиво упаковать, а о том, что эта книга будет жить в доме. Ее прочтут дети, а потом и их дети. Детская книга – не пирожное, а хлеб. Поэтому даже бумага в книгах у нас чуть желтоватая, шероховатая, она не отражает свет, и поэтому нет блеска, который так мешает ребенку, когда текст напечатан на ослепительно белой бумаге. Наши книги – антиглянцевые…»
Среди книг, которые успел издать «Самокат», нет случайных. Все они отражают принципы издательства: «Не переезжать дорогу между поколениями. Открыть юному читателю те книги, которые станут его надежными спутниками на пути к взрослению. Попутно научить читателя пониманию того, что такое гармония текста и иллюстраций…»
На ярмарке «Самокат» представил только привезенную из типографии книгу Натальи Нусиновой «Приключения Джерика». Автор – киновед, доктор искусствоведения, дочь известного сценариста детского кино Ильи Нусинова (помните «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Внимание, черепаха»?). Ее книга искренна, светла и совершенно документальна, ведь это воспоминания о детстве. В таких книгах чем меньше придумки, чем бережнее к подробностям минувшего автор, тем сказочнее бывает впечатление у детей.
«Приключения Джерика» происходят в 60-е годы, которые я тоже немножко помню. Жизнь с тех пор так резко переломилась, что множество понятий, явлений, вещей нашего детства исчезло без следа. Рассказать маленьким детям о значении и смысле этих вещей нам очень трудно. Многое, что было в нашем советском детстве, сейчас не имеет аналогов. Попробуй объяснить маленьким детям, что такое коммунизм. Наталья Нусинова попробовала. Приключения Джерика» завершаются небольшим словарем «трудных и советских слов».
«Примус – такая смешная маленькая плитка, в нее наливают керосин и долго разжигают, а она дымится и фырчит, и если не начинается пожар, то на ней готовят обед…», «Коммунизм – что-то вроде летних каникул для детей и взрослых, но только круглый год…», «Октябрята – это почти как пионеры, только совсем маленькие…», «Тимуровцы – это такие пионеры, которые делают добрые дела…», «Спекулянты – это были такие люди, которые могли достать разные вещи, а продавали их во много раз дороже, чем они стоили в магазине...»
Среди авторских толкований есть удачи, есть неудачи, но это честная и храбрая попытка объясниться с детьми без мстительного кидания камней в прошлое.
Что же еще издал «Самокат»? Назову лишь те книги, что я успел прочитать: «Стихи для детей» рано ушедшего поэта Олега Григорьева, «Волшебное кольцо» со сказками Бориса Шергина и остроумное эссе французского школьного учителя Даниэля Пеннака «Как роман» – о том, как нужно преподавать литературу, чтобы научить детей любить книгу. Главный, как я понял, рецепт: читать детям вслух, даже если они перешли уже в 11 класс.
Целую серию в помощь учителю издает петербургский «ДЕТГИЗ». Основу этой серии составили раздумчивые книги Натальи Долининой «Прочитаем “Онегина” вместе», «Предисловие к Достоевскому», «Печорин и наше время», «По страницам “Войны и мира”».
При всем уважении к «Детской литературе» и восхищении «Самокатом», более всего мне пришлись по душе детские книги петербуржцев. Еще не читая текстов, я почувствовал ту благоговейную радость прикосновения к книге, которую в полной мере мы испытываем лишь в детстве. «ДЕТГИЗ» – как маленький оркестр писателей и художников. Тут в удивительной гармонии – и цвет, и линия, и шрифт, и слово. Прекрасно. Необъяснимо. Таинственно.
Когда-то книги этого издательства оформляли Ю.Васнецов и Е.Чарушин, Н.Тырса и В.Конашевич. Сегодня очарование детгизовским книгам придают художники Вадим Гусев и Надежда Борисова, Иван Наумов и Юлия Далецкая, классики художественной иллюстрации братья Александр и Валерий Трауготы (проиллюстрированная ими книга Майи Борисовой «Интереснее пешком» вышла в этом году в финал ежегодного конкурса издателей России «Книга года»).
Кроме названных мной трех детских издательств, назову еще одно взрослое. Московское издательство «Фортуна ЭЛ» (www.fortuna-al.narod.ru/) замечательно тем, что издало целых четыре детских книги с иллюстрациями Мая Митурича – волшебника русской иллюстрации. Оформленные им книги любят дети во многих странах мира, а особенно в Японии. Поэтому нет ничего случайного в том, что Май Петрович Митурич проиллюстрировал недавно именно японские сказки, а «Фортуна ЭЛ» выпустила очень красивую книгу с этими сказками. Самая последняя детская новинка «Фортуны ЭЛ» с рисунками Мая Митурича – «Олени в горах» Геннадия Снегирева (серия «Книжная коллекция»). Эта чудесная книга впервые вышла в 1967 году, вскоре после путешествия двух друзей, писателя и художника, на Дальний Восток. «Олени в горах» давно стали легендой, классикой, и как радостно, что эта чудесная книжка получила второе рождение.

* * *

То что в России еще выходят в свет прекрасные детские книги – это чудо!
Но к сожалению, тиражи чудесных детских книг, и без того маленькие, часто не доходят до детей. И не только до малышей, живущих где-нибудь в вологодской Смородинке, но и до столичных ребят.
Возвращаясь с выставки домой, я встретил в электричке знакомую учительницу. С восторгом поведал ей, какие прекрасные книги, оказывается, есть на свете. Учительница вздохнула: «Где-то есть, да не про нашу честь. Вот поглядите, что написали мои ученики…» Она протянула мне пачку листков с сочинениями «Что я прочитал летом».
«Понравилась «Биография Мэрлин Монро». Еще «Ночной дозор» – близкие, интересные темы, дело было как бы по сюжету недавно…»
«Я начала читать «Евгения Онегина», но мне не понравилось, потому что эта книга большая, а написанное в ней можно пересказать небольшим текстом…»
«Читала Код Да Винчи «Дэн Браун», скучная книга».
«Ничего не читала! Все лето гуляла в деревне! Читала только английский!»
«6 детективов М. Серовой…»
«Серию книг Warcraft. Эти книги написаны по истории компьютерной игры, в которую я играю семь лет!»
«Я прочитала 12 частей «Котов-воителей». Хотела бы прочитать 13-ю…»
«Прочитал «Собачье сердце». Мне не понравилось, т.к. мне было жалко Шарика…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru