Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
 

По материалам американского психолога Барбары ФРАЗИЕР
и уральского психолога Галины АКИМОВОЙ
Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ

Сила и слабость родительских правил

Несмотря на все разнообразие взаимоотношений взрослых и детей,
стилей воспитания не так уж много

Каждый из нас по-своему воспитывает детей.
И у каждого свой собственный стиль. Он зависит от нашего характера, убеждений и взглядов на жизнь.
И конечно, любая типология достаточно условна.
К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.
И все-таки попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны.
Может быть, это поможет вам избежать распространенных родительских ошибок.

Авторитарный стиль

При таком стиле воспитания взрослый стремится прежде всего управлять поведением ребенка, требует слепого, безапелляционного послушания, часто вообще без каких-либо объяснений. А если они и есть, то не подлежат обсуждению и вольной трактовке.
Родители, избравшие этот стиль, отличаются грубостью, напористостью и неразборчивостью. Они частенько используют наказание как основной метод воздействия. И не ставят перед собой задачи учить детей самостоятельности и автономности от взрослых. Они их просто не замечают и не признают.
Авторитарный стиль общения мешает установлению доверительных, дружеских отношений. Дети растут обычно тревожными, подавленными и проблемными. Потому что контроль для таких взрослых важнее самого общения, обсуждения, поиска решений и самостоятельного опыта.
Чрезмерный контроль чреват острыми и бурными конфликтами между взрослыми и детьми. Иногда они бывают скрытыми, непроговоренными. Иногда выражаются опосредованно, так, что непонятно, что стало причиной безобразного поведения ребенка. И только при ближайшем рассмотрении и тщательном анализе оказывается, что причиной послужили авторитарные отношения с родителями.
Излишне требовательный стиль выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от него совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению ребенком знаний и навыков, а не его эмоциональному развитию.
В общении с ним стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей.
Непоследовательный стиль присущ таким родителям, которые легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать под настроение что-то сделать или купить ребенку, но обещаний чаще всего не выполняют.
Характерный признак – непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

Поощряющий стиль

Он прямо противоположен авторитарному. Взрослый ничего не требует от ребенка, не навязывает ему свои принципы поведения и предоставляет полную свободу действий. А сам пробует разные мирные способы воздействия: похвалу, лесть, просьбы, уговоры.
Родители, использующие этот стиль, могут быть или целиком погружены в жизнь детей, или абсолютно безразличны к ней. Не имея никаких средств воздействия на ребенка, они все время стараются успокоить его, переключить внимание на приятное, разрешают все что угодно.
Ребенок действительно успокоится, но так и не научится справляться с трудностями, решать проблемы самостоятельно, уважать мнение взрослых.
При поощряющем стиле общения со взрослыми у ребенка обычно нет четких ориентиров, он не знает, что такое хорошо-плохо, чувствует себя потерянным. Невольно конфликтует с учителями, одноклассниками и их родителями, а сам стремится поскорее попасть под чье-нибудь влияние, чтобы наконец оказаться в безопасности.
Поощряющий стиль отношений не предполагает наличия ролей, так что даже взрослый порой теряется в догадках, кто он ребенку: настоящий друг или просто приятель? Или и вовсе впадает в крайность и воспринимает ребенка как вполне самостоятельного, способного позаботиться о себе человека. Что конечно же не так.
Неопределенность и неясность пугают ребенка, держат его в напряжении, осложняют жизнь и мешают положиться на взрослого даже при очень теплых отношениях.
Когда взрослые уходят от серьезных проблем, гасят их или не замечают, дети долго остаются незрелыми.
В семьях с подкупающим стилем воспитания отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе.
Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения зависят только от количества денег.
Для смягчающего стиля характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков.
Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.
Родители, выбравшие для воспитания ребенка охраняющий стиль, находятся в постоянной тревоге за ребенка. Следят за каждым его шагом. Выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. И не замечают, что у ребенка формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.
Слишком пылкий стиль свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, бесконечные объятия, поцелуи.
Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.
Небрежный стиль отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям.
Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви.
Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе.
Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

Авторитетный стиль

Этот стиль наиболее благоприятный для общения, но он же и самый трудный из всех.
Авторитетный стиль требует соблюдения очень точного баланса. Увлекшись поиском взаимопонимания, можно впасть в панибратство и забыть про насущные потребности ребенка.
Специфические особенности в том, что взрослые устанавливают четкие принципы поведения, критерии оценки и сами на деле демонстрируют их.
В то же время эти принципы гибко переоцениваются, корректируются и меняются в зависимости от нужд и особенностей развития ребенка или исходя из требований здравого смысла. И, что немаловажно, взрослея, дети принимают все более активное участие в их обсуждении, а потому охотно придерживаются их.
Подросткам и вовсе легче общаться с теми взрослыми, которые не навязывают им своих правил, готовы к честным и объективным обсуждениям, способны выслушать любую точку зрения и, признав разумной, принять ее.
Но право решающего голоса при данном стиле взаимоотношений все равно остается за взрослым. Что учит детей не слепому послушанию, а умению логично мыслить, предвидеть последствия, брать на себя ответственность, видеть разницу между «хочу» и «надо».
Отношениям между взрослыми и детьми при авторитетном стиле общения свойственны теплота, доверительность, дружелюбие и взаимное уважение даже в условиях конфликта.
Потому что ребенок видит, что взрослый ценит его, что его мнение ему небезразлично, и он сделает все, чтобы понять, а не обидеть. И авторитет взрослого держится на искреннем доверии детей, а вопрос власти даже не возникает.
Ведь у взрослого и ребенка при таком стиле общения есть много других тем для обсуждения. Их разговор вообще показателен: он течет непринужденно и по-настоящему интересен обоим.
Со стороны может даже показаться, что взрослый просто дает ребенку выговориться, поболтать обо всем на свете. Что верно отчасти. Но скорее формирует у детей привычку делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Взрослый, что немаловажно, внимательно слушает и реагирует. Будь то длинный сбивчивый монолог про новую компьютерную игру или рассказ в лицах про ссору подростков. Здесь главное – ощущение ребенком неподдельного интереса и сочувствия взрослого.
Авторитетный стиль общения дает возможность взрослым спокойно и эффективно решать проблемы, а детям – чувствовать все возрастающую свободу и автономность.
Прежде всего потому, что с ранних лет поощряет ребенка задавать любые вопросы и учит абстрактно мыслить, а у взрослого предполагает наличие терпения и умение объяснять все, о чем бы его ни спросили.
Этот стиль общения постепенно и верно развивает у детей чувство собственного достоинства.
Конфликты при таком стиле общения маловероятны даже с подростками. Привычка общаться искренне, не таясь, помогает и в этом сложном возрасте услышать друг друга.

Что важно запомнить?

Правила поведения и требования взрослых должны быть продуманными, простыми и понятными. Обговорите отдельно, что бывает, когда их нарушают.
Запретов должно быть немного, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время.
Поверьте, ребенок нарушает правила обычно не намеренно, а из-за того, что плохо чувствует и понимает ситуацию.
Постарайтесь, чтобы ребенок и сам поверил в то, что его поступки неправильны не потому, что он плохой, а потому, что он еще не знает всех правил поведения.
Будьте всегда готовы к тому, что точка зрения детей может не совпадать с вашей. Выслушайте их, постарайтесь понять.
Помните, общение с детьми требует гибкости. Не бойтесь менять правила и указания, если ситуация изменилась.
Не перебивайте ребенка и не спешите сказать в ответ первое, что приходит в голову.
Замечайте ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, не скандалит и не пытается заявить о себе хулиганскими выходками.
Удерживайтесь от ярких эмоциональных реакций в ответ на проступки ребенка, их он как раз и добивается.
Ни в коем случае не устраивайте сцен прощения. Иначе может закрепиться ритуал: скандал – примирение.
Проявляйте сочувствие к детям, чтобы научить их замечать настроения других людей, не обижать даже нечаянно, не нарушать их права.
Воспитывайте на собственном примере.
И не забывайте: главное – это любовь и терпение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru