Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОТКРЫТИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ
ОЧЕРКИ О ПЕДАГОГАХ-НОВАТОРАХ 

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Войдем в новую школу

По сложившейся традиции мы вновь собрались в начале учебного года, чтобы обменяться мыслями и суждениями о школе и о своей работе.
Как всегда, мы составляли не манифест, не призыв, не обращение, а просто отчет: о чем мы говорили, что вместе думаем, что нас, как и всех учителей, беспокоит, какие выходы из трудностей мы видим. Это как письмо до востребования – кто в нем нуждается, тот его получит, прочтет, поймет.

ПЕРЕЛОМНАЯ ТОЧКА. Из многих мест, из многих школ доходят вести двоякого рода.
Учителя и родители стали смелее выступать и говорить, появились проекты авторских школ. Но по-прежнему жалуются родители и учителя, что школа давит на ребенка, ломает его. Дети душой отворачиваются от школы, отпадают от учения.
О школе говорят, что она стала бездуховной, что она не поддерживает, не воссоздает культуру, а порой разрушает ее своим собственным бескультурьем.
Нетрудно отвести любое из этих обвинений, показать, что не только школа, но и в первую очередь семья виновата в происходящем, и не только семья и школа, но и общество наше, и государство несут ответственность за поколение молодых.
Но мы, педагоги, должны думать о том, что нам поручено, нам доверено, – о своей работе, о своих проблемах, которые за нас никто не решит.
Мы хотели назвать наш отчет «Учитель новой школы», но поняли, что это было бы неправдой. Новой школы еще нет. Мы все вместе должны ее построить. Войдем в новую школу – не будущую, а ту, что из сегодня вырастает в завтра.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ВО ВСЕ ВЕКА. На выпускных вечерах говорят: «Вы выходите в жизнь…». Это не совсем точно. Разве школа – не жизнь? Жизнь со своими переживаниями, горестями, болями и страстями. Именно в этой жизни рождаются потребности, благие и худые, и только в этой жизни может зародиться потребность в добре, в справедливости, в красоте – первые гуманные, духовные потребности ребенка и подростка. Соберемся с духом, чтобы одухотворить нашу школу.

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ. Гуманная педагогика – педагогика сотрудничества – педагогика развития… Практически это три стороны одного и того же явления, отношения, способа действия учителя и воспитателя. Каждое педагогическое действие, каждое решение, каждый поступок должны быть проверены на гуманность, сотрудничество и развитие.
Педагогика развития – трудный орешек для нашей школы. Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивали мысль, что школа должна прежде всего давать знания, умения, навыки – но какие и каким путем? Какой ценой? Кто не слыхал: «Годы в школе – потерянные годы жизни»?
Кто требует от школы лишь знаний, умений и навыков и при этом не ставит на первый план духовное, нравственное, умственное и физическое развитие ребенка, тот пытается, по сути, поставить телегу впереди коня. На первом месте должно быть развитие ребенка, которое и позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Когда говорят и пишут о бедах подростков, о том, как вывести их из уличных стычек, как отвлечь от преступных и опасных группировок, больше всего почему-то полагаются на досуг. Считается, что главное – чем-нибудь занять подростков. Это иллюзии.
Действительной жизнью живет лишь тот, кто постоянно развивается. Непрерывное, в течение всей жизни продолжающееся образование – единственный серьезный выход из многих тупиков. Но и непрерывное образование невозможно, если нет тяги и любви к учению.
Вот почему школа развития сегодня становится такой важной: именно она прививает вкус к самообразованию, к непрерывному, в течение всей жизни, учению.
Раньше учитель просто учил. Потом стали говорить: учить учиться. В новой школе мы должны прививать страсть к учению, как это было в школе В.Сухомлинского.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ. Не надо скрывать: переход от старых форм учения и воспитания к педагогике сотрудничества, педагогике развития очень труден.
Но нельзя ждать, пока новая педагогика придет в школу в готовом виде. Учитель – в поиск!
Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений, навыков, но и превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной деятельности.
Развивающий урок – это не урок готовых истин, а урок поиска истины. Его признак – сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса.
Для школы развития нужно иное содержание предметов, а может быть, и предметы другие. И конечно же, новые программы и новые учебники.
Но прежде всего нужна общая смена приоритетов: развитие – на первое место. Если мы со старым багажом войдем в новую школу, мы ее завалим.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ. Нынешняя школа виновата перед культурой нашей страны. Педагогические институты выпускают учителей с низкой культурой.
Почему мы говорим прежде всего об учителе? Ответ понятен. Знания может передать и магнитофон, культуру же – только человек, а для многих из детей – только учитель, наиболее развитый, наиболее образованный, наиболее гуманный человек в окружении ребенка. Мы не просто передаем культуру детям, нет, учитель на уроке вместе с детьми воссоздает культуру своего народа. Учитель, чувствующий свою связь с культурой страны, становится первым человеком в обществе. Он несет цивилизованность, интеллигентность, расположенность к людям, несет национальное чувство и интернациональные устремления.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Несмотря на все требования общественности, художественное развитие ребенка остается в школе чем-то второстепенным. Гуманитарные предметы не стали в школе главными.
Но именно на художественных, гуманитарных уроках по-настоящему развивается эмоциональная и нравственная сфера детей – через общение, через содействие, через сопереживание. Не знания, а эмоции – ядро личности, говорил видный наш психолог А.Запорожец. Эмоциональная составная придает напряжение формирующимся образам и знаниям, эта напряженность – залог и источник развития.
Вот одна из главных особенностей новой школы: забота о художественном развитии на каждом уроке каждого предмета.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ. Школа не может развивать всех детей, если все они учатся по одной и той же программе, одним и тем же предметам. Если бы нам в самом деле удалось разделять детей и подростков по их интересам, это было бы большим шагом вперед, большим облегчением для учителя. Наконец-то на наших уроках не будет балластных учеников, не любящих предмет. И наконец-то свободнее вздохнут ребята – у них появится не только право, но и возможность выбора.
Но как обеспечить разделение по интересам (дифференциацию?). Это нетрудно сделать в большой школе, где много параллелей. А в маленькой школе, где по одному классу?
Предстоит сделать открытие. И кто-то из наших читателей сделает его, потому что иного выхода нет, дети должны иметь право выбора.

ТРУДОВОЕ РАЗВИТИЕ. Еще одна сложность, с которой наша школа пока что не справляется, – труд. Кажется, испробованы все возможные варианты, но надежных рекомендаций по трудовому воспитанию, по развитию трудовых навыков и умений никто сегодня дать не может.
Массовый производительный труд, ремесленный труд, техническое творчество – все требует в наши дни немалых средств. Нелегко снарядить мальчика-спортсмена, не менее тяжко обеспечить необходимым инструментом, станками, материалами мальчика-умельца. Государственных средств на это не хватит, школа должна изыскивать свои возможности, чтобы учить детей труду, дать им возможность с толком работать руками.

ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ. Мы хотели бы обратить внимание на одну из самых перспективных идей, заложенных в концепции ВНИКа: разделение школьной жизни на академическую (учебную, обязательную) и клубную (воспитательную, добровольную). В этой идее, на наш взгляд, есть большие возможности для развития школьного самоуправления.
Быть может, именно в этой клубной форме детской жизни лучше, легче будет воплотить идеи коммунарского воспитания по И.Иванову. Это движение с новой силой распространяется сегодня по всей стране, и, судя по всему, альтернативы ему пока что не видно.

НОВАЯ ШКОЛА И НАУКА. Как видим, на каждом шагу приходится больше спрашивать, чем отвечать.
Новая школа рождается на наших глазах, она создается усилиями ученых-новаторов, учителей-новаторов и тысяч творческих учителей. Сегодня не написать дидактики, если не опираться на находки педагогов-экспериментаторов. Но, видимо, научные работы должны вестись не так, как прежде. Научные разработки на каждом этапе должны сопровождаться разработками методическими. Исследование должно постоянно опираться на практику, на поиск учителей.

ШКОЛА  И  НАРОДОВЛАСТИЕ.  По-жалуй, уместно будет привести слова замечательного русского педагога П.Каптерева, сказанные им в конце прошлого века: «Школа должна быть свободна – в этом заключается вся гарантия ее успеха. В чем состоит свобода школы? В ее педагогичности. Организация школы должна быть педагогическою, а не административною; школа должна иметь собственные законы, которых не знает администрация, именно – законы педагогические».
Это было сказано в пору, когда передовые педагоги боролись с бюрократической администрацией; что же сказать сегодня? Да, в школьных советах будут и дети, и родители. Если раньше родителям говорили только одно: помогайте школе (то есть подчиняйтесь школе), то теперь родителям предстоит занять позицию активного помощника новой школы – помочь ей родиться, выжить и укрепиться. Необходим союз людей с новым мышлением – и учителей, и ученых, и родителей.
…Новая школа укрепляет основы народовластия, она закладывает гарантии необратимости обновления. Построим новую школу, войдем в нее.

Ш.АМОНАШВИЛИ, И.ВОЛКОВ,
В.ДАВЫДОВ, Э.ДНЕПРОВ,
В.ЗИНЧЕНКО, И.ИВАНОВ,
Е.ИЛЬИН, Е.КУРКИН, С.ЛЫСЕНКОВА,
В.МАТВЕЕВ, Б.НЕМЕНСКИЙ,
Л.НИКИТИНА, Б.НИКИТИН, С.СОЛОВЕЙЧИК,
В.ШАТАЛОВ, М.ЩЕТИНИН

«Учительская газета», 1988 год, 18 октября


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru