Вторая тетрадь
школьное дело |
Запас надежды
Мы открываем встречу с работами Симона Львовича Соловейчика его статьей, написанной в 1972 году ко Дню учителя. Эта статья впервые намечает образ школы, «собираемой» из новых открытий, но представляет она собой еще не столько итог, сколько замысел эпопеи Соловейчика о «педагогах-новаторах». Еще нет на горизонте ни Волкова, ни Ильина, ни Лысенковой; только-только состоялось знакомство с Шаталовым. Но за плечами были уже десятилетний опыт сотрудничества с Фрунзенской коммуной, открытие для миллионов читателей книг Сухомлинского, первое «персональное» обнаружение выдающегося «методического изобретателя» – учителя музыки Португалова.
Статья «Сердце школы» знаменует окончательную фокусировку, настройку автором своего профессионального зрения. Ведь чтобы открыть новое – нужно узнать его, увидеть в «обычной необычности» нечто искомое, ожидаемое, особо значимое. Привычное для Соловейчика «интереснейшее занятие – разгадывать педагогические тайны» – где-то на этом рубеже переходит в другое качество: в ясное убеждение, что именно надо искать. Он окончательно формулирует для себя главные противоречия современной школы: ее обязанность и ее неспособность достойно учить всех детей, приходящих в класс. И то, что необходимых отношений сотрудничества взрослых и детей в школе нельзя добиться лишь упованием на душевные порывы: «Ведь нельзя же просто сказать педагогу: «Переходите на сторону ребят!» Чтобы изменилась позиция, должна измениться цель педагогических действий, я бы даже сказал, предмет педагогических забот. Должно было появиться что-то, в чем дети и старшие действительно могут сотрудничать, быть равными...»
К каждому из своих героев-первооткрывателей Соловейчик возвращался не раз, постоянно уточнял свою позицию – расширяя аргументацию, смещая угол зрения и акценты, меняя формулировки от статьи к статье.
Так, вслед за жанром радостного представления открытий сложится иной, своеобразный жанр – «защита Соловейчика». Это направление станет одним из ведущих в матвеевской «Учительской газете». «Письмо учителю об учителе» – одна из наиболее крупных работ такого плана. Ее фрагменты мы включили в этот номер.
Завершается выпуск последним из «отчетов-манифестов» педагогов-экспериментаторов. И почти два десятилетия спустя мы можем сказать, что традиции большинства наиболее успешных школ нашей страны сложились примерно на том самом пути, на который указывали тезисы этого манифеста. Однако вряд ли можно назвать этот путь магистральным для всего российского образования.
Увы, сегодня тон в образовании задают не творчески работающие учителя, а процессы модернизации. Оптимизация сети школ, информатизация, подушевое финансирование, ЕГЭ-контроль, выявление лидеров образования – все это мероприятия, заставляющие школу обслуживать интересы государства в ущерб собственным, педагогическим. За ними – бесконечные валы отчетной документации, изматывающая имитация благополучия и унизительное давление административного права. Травмирующие обстоятельства, невидимые миру слезы.
Развитие ребенка, декларируемое на словах, не может осуществляться в выстроенной чиновниками реальности. В самом деле, предметы эстетического цикла выведены из БУПа, а по истории и литературе введен тестовый контроль. Технологизированные формы обучения, сводящие на нет человеческие контакты межу учителем и учеником, названы предпочтительными. А выбор предметов по интересам не может быть обеспечен возможностями школы и превращается в свою противоположность. Так же обстоит дело с повышением профес-
сионального мастерства администрации школы, учителей, работников дополнительного образования: серьезная учеба на эффективных семинарах и конференциях большинству педагогов не по карману. Примеров вынужденной несвободы школы так много, что говорить о том, почему она по-прежнему недобра к ребенку, учителю, директору, почему школьное образование и сегодня так мало ассоциируется с интеллигентностью, расположенностью к людям, одухотворенностью, – просто неудобно.
Но рафинированная безлюдность, безымянность и бездушность общественного пространства вокруг образования не могут отменить того, на чем держится сама возможность школы: того «запаса сияния в учительских глазах», и «надежды в сердце», и учительской веры, что все не напрасно, что ты работаешь не зря, что многое в этой жизни как-то сумеет разрешиться к лучшему.
Когда-то Соловейчик ясно понял, сколь значимое место для возобновления этого «запаса надежды» занимают живые источники педагогических открытий. Увидел, как прикоснувшиеся к ним учителя перестают ощущать себя безвольными жертвами обстоятельств, как в них постепенно оживает веселое мастерство человека, работающего не зря: «Человека, который обучает своих учеников величайшему из земных искусств – искусству жить не зря».
От редакции. Некоторые статьи публикуются полностью, другие
(по технической необходимости) –
со значительными сокращениями; координаты исходных публикаций указаны в начале или конце каждого материала.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|