Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Вторая тетрадь
школьное дело

Новизна будущего

Есть новизна – «не так, как все». А есть новизна – «так, как будут все». Эту новизну трудно понять, трудно заметить, трудно оценить по достоинству, увидеть в ней не только личные черты данного человека, но и явление времени…» Самим опытом авторского понимания и представления этой не сразу очевидной новизны будущего особенно интересны сегодня первые статьи Соловейчика о Сухомлинском и Шаталове, Волкове, Иванове, Ильине и Лысенковой.
Интересны они и тем, что в этих статьях-размышлениях, идущих вслед за реальной учительской практикой, не только названы новые имена и методы в педагогике, но предложен абсолютно новый подход к анализу учительского труда: подробное наблюдение, поиск закономерностей, именование явления, встраивание его в педагогический контекст. Дан пример защиты от невнятных толкований метода, от уродливых подражаний – от всего того, что обесценивает уникальный опыт и мешает появлению и движению новых педагогических идей.
И все-таки – кто бы мог подумать тогда, что его «комментарии к методу», написанные по-журналистски, на злобу дня, станут актуальной педагогической литературой дня сегодняшнего? Что время высветит в текстах, посвященных открытиям учителей-новаторов, ответы на вопросы, которыми школа еще только начинает всерьез задаваться? И что молодой учитель XXI века, пробежав глазами статью почти тридцатилетней давности, удивится: «Как, и это тоже они придумали? Проекты, творческие книжки учащихся, уроки по выбору – и без слов «профили», «портфолио», «элективы»?
Но в том-то и дело, что новизна будущего, как представляет ее Соловейчик, рождается из потребности решить или хотя бы смягчить основное противоречие школы – противоречие между необходимостью дать знания и сохранить достоинство ребенка. Каждая идея, каждая новая технология – конспект ли Шаталова, или творческие книжки Волкова – возникали как ответ совестливого учителя на вопрос: как заинтересовать детей, которые не хотят учиться?
И 30 лет назад, и сегодня учителю все так же трудно учить всех, кто пришел утром на уроки. Все те же сомнения охватывают его по поводу воспитательных усилий, которые словно уходят в песок. И все ту же остроту содержит вопрос: как и чему учить детей?
Поиск решений, смягчающих эти проблемы, ведет каждый учитель. Он не одинок: в этом же поиске – герои очерков Соловейчика и сам автор, выразивший идеи, которые все более укрупняются во временной перспективе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru