Третья тетрадь
детный мир |
ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Такие дети есть в каждом классе. Одноклассники говорят
о них: «С ними невозможно дружить. Чуть что, кидаются, дерутся, угрожают, обзываются». Но до поры до времени вспышки ярости, озлобленность, драчливость остаются лишь особенностью их поведения.
И хотя в норме человеку свойственны три поведенческие тенденции:
«к людям», «от людей» и «против людей», не обращать внимания
на последнюю направленность нельзя. Потому что, когда у ребенка преобладает поведение «против людей», это уже серьезное отклонение...
Агрессивный ребенок:
симптомы неблагополучия
Эмоционально-оценочные:
- не понимают чувств и переживаний других людей;
- не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
- чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
- ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире;
эгоцентричны;
- обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение;
- во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Поведенческие:
- легко теряют контроль над собой;
- проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
- демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
- раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
- отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
- намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Физические:
- страдают головными болями, мускульным напряжением;
- отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
Акимова Г. Как помочь своему ребенку. Екатеринбург, 2003.
Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М.,1990.
Москаленко В. Герой семьи. Козел отпущения. Журнал «Семья и школа», 1991, № 10, 12.
Раттер М. Помощь трудным детям. М.,1999.
Сборник: Особый ребенок и его окружение. М.,1994.
Сборник: Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М.,1996.
Сборник: Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М.,1998.
Семенюк Л. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.,1996.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|