Третья тетрадь
детный мир
|
ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Такие дети есть в каждом классе.
Одноклассники говорят о них: «С ними невозможно
дружить. Чуть что, кидаются, дерутся, угрожают,
обзываются». Но до поры до времени вспышки
ярости, озлобленность, драчливость остаются лишь
особенностью их поведения.
И хотя в норме человеку свойственны три
поведенческие тенденции: «к людям», «от людей» и
«против людей», не обращать внимания на
последнюю направленность нельзя. Потому что,
когда у ребенка преобладает поведение «против
людей», это уже серьезное отклонение...
Нарушители спокойствия
Агрессивные дети нуждаются
прежде всего не в усмирении,
а в понимании их проблем, в помощи взрослых
Ученые не сошлись в едином мнении, объясняющем
агрессивное поведение детей. Здесь соединяются и
генетические предпосылки, и низкий порог нервной
возбудимости, и разочарования ребенка,
считающего, что им пренебрегают.
Когда родители жалуются классному руководителю
на агрессивность ребенка, необходимо сначала
разобраться, что в семейном обиходе могло
настроить его на агрессию. Часто ребенком
руководит желание во что бы то ни стало привлечь
к себе внимание родителей. Если ему недостает в
семье теплых, дружеских эмоций, он постарается
вызвать негативные. По принципу «пусть лучше
ругают, чем пренебрегают».
Специалисты выделяют несколько типов
неблагополучия в семьях, где растут дети с
агрессивными проявлениями: нездоровая
нравственная атмосфера, где ребенок
воспитывается на установках «чтобы выжить,
никому не доверяй», «всегда бей первым»;
нездоровая эмоциональная атмосфера, где
отсутствуют душевные контакты и родители
излишне строго, придирчиво и неуважительно
относятся к ребенку; высокий уровень
воспитательного подавления и даже насилия, как
психологического, так и физического; потакание
любым требованиям ребенка, неадекватное
захваливание; противоречивые, хаотичные и
несогласованные воспитательные установки со
стороны родителей, бабушек и дедушек; гиперопека,
когда родители стремятся контролировать
повзрослевшего ребенка так же, как маленького;
недостаточное внимание родителей к ребенку,
безнадзорность.
Те или иные негативные черты семейного
микроклимата вызывают у подростка стремление
самоутвердиться наперекор всему. Создают
предпосылки для демонстративного неповиновения,
агрессивных и разрушительных действий в школе и
в кругу сверстников.
Что учитель может сделать в такой ситуации?
Помочь ребенку освоить конструктивные способы
преодоления препятствий, разрешения проблем.
Показать ему, что есть более эффективные и
безопасные для всех способы, чем физическое
нападение.
Объяснить, что агрессия дает лишь временный
успех. Не унижать и не оскорблять ребенка, а
наоборот, обеспечить ему чувство защищенности.
Принуждать к извинениям в этот момент бесполезно
– настоящей вины и раскаяния агрессор все равно
не почувствует. Ему нужно время, чтобы осознать
неадекватность поступка.
Стоит заранее обдумать варианты своих действий в
подобных ситуациях. Какими они могут быть?
Если вы видите угрозу физического нападения,
нужно вмешаться в ссору учеников. Попытаться
отвлечь агрессора, переключить его внимание.
Если отвлечь уже невозможно, то установить на его
пути физическое препятствие: отвести угрожающую
руку ребенка или удержать его за плечи с резким
возгласом «нельзя!».
Если вы находитесь поодаль – остановить окликом.
Затем уделить основное внимание обиженному, а
нападающему – лишь негативное, причем
краткое. И не забыть, что в «мирное время» он тоже
должен получить ваше позитивное внимание. А пока
остается отослать агрессора в специальный угол
– место, где нападающий может поостыть. Если вы
решите лишить его какой-то привилегии – не взять
с классом на прогулку, например, то тяжесть
лишения должна соответствовать степени
проступка, а само лишение – следовать сразу же за
произошедшим. Иначе вместо вины ребенок будет
чувствовать себя несправедливо ущемленным и не
удержится от дальнейших агрессивных действий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|