Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
 

Такие дети есть в каждом классе. Одноклассники говорят о них: «С ними невозможно дружить. Чуть что, кидаются, дерутся, угрожают, обзываются». Но до поры до времени вспышки ярости, озлобленность, драчливость остаются лишь особенностью их поведения.
И хотя в норме человеку свойственны три поведенческие тенденции: «к людям», «от людей» и «против людей», не обращать внимания на последнюю направленность нельзя. Потому что, когда у ребенка преобладает поведение «против людей», это уже серьезное отклонение...

Нарушители спокойствия

Агрессивные дети нуждаются прежде всего не в усмирении,
а в понимании их проблем, в помощи взрослых

Ученые не сошлись в едином мнении, объясняющем агрессивное поведение детей. Здесь соединяются и генетические предпосылки, и низкий порог нервной возбудимости, и разочарования ребенка, считающего, что им пренебрегают.
Когда родители жалуются классному руководителю на агрессивность ребенка, необходимо сначала разобраться, что в семейном обиходе могло настроить его на агрессию. Часто ребенком руководит желание во что бы то ни стало привлечь к себе внимание родителей. Если ему недостает в семье теплых, дружеских эмоций, он постарается вызвать негативные. По принципу «пусть лучше ругают, чем пренебрегают».
Специалисты выделяют несколько типов неблагополучия в семьях, где растут дети с агрессивными проявлениями: нездоровая нравственная атмосфера, где ребенок воспитывается на установках «чтобы выжить, никому не доверяй», «всегда бей первым»; нездоровая эмоциональная атмосфера, где отсутствуют душевные контакты и родители излишне строго, придирчиво и неуважительно относятся к ребенку; высокий уровень воспитательного подавления и даже насилия, как психологического, так и физического; потакание любым требованиям ребенка, неадекватное захваливание; противоречивые, хаотичные и несогласованные воспитательные установки со стороны родителей, бабушек и дедушек; гиперопека, когда родители стремятся контролировать повзрослевшего ребенка так же, как маленького; недостаточное внимание родителей к ребенку, безнадзорность.
Те или иные негативные черты семейного микроклимата вызывают у подростка стремление самоутвердиться наперекор всему. Создают предпосылки для демонстративного неповиновения, агрессивных и разрушительных действий в школе и в кругу сверстников.
Что учитель может сделать в такой ситуации? Помочь ребенку освоить конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Показать ему, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение.
Объяснить, что агрессия дает лишь временный успех. Не унижать и не оскорблять ребенка, а наоборот, обеспечить ему чувство защищенности.
Принуждать к извинениям в этот момент бесполезно – настоящей вины и раскаяния агрессор все равно не почувствует. Ему нужно время, чтобы осознать неадекватность поступка.
Стоит заранее обдумать варианты своих действий в подобных ситуациях. Какими они могут быть?
Если вы видите угрозу физического нападения, нужно вмешаться в ссору учеников. Попытаться отвлечь агрессора, переключить его внимание.
Если отвлечь уже невозможно, то установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать его за плечи с резким возгласом «нельзя!».
Если вы находитесь поодаль – остановить окликом. Затем уделить основное внимание обиженному, а нападающему – лишь негативное, причем краткое. И не забыть, что в «мирное время» он тоже должен получить ваше позитивное внимание. А пока остается отослать агрессора в специальный угол – место, где нападающий может поостыть. Если вы решите лишить его какой-то привилегии – не взять с классом на прогулку, например, то тяжесть лишения должна соответствовать степени проступка, а само лишение – следовать сразу же за произошедшим. Иначе вместо вины ребенок будет чувствовать себя несправедливо ущемленным и не удержится от дальнейших агрессивных действий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru