Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
За журнальным столом
Учебная мотивация современных школьников
носит ярко выраженную прагматическую
направленность. Как показало исследование
Центра социологии образования РАО, наиболее
распространенный мотив к учебе – «получение в
будущем интересной, престижной,
высокооплачиваемой работы» (62,5 процента
опрошенных; опрос проводился среди учеников 7, 9 и
11 классов общеобразовательных школ).
В то же время, как пишет директор центра В.Собкин
в статье «Трансформация целей и мотивации
учебы школьников» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ», № 8 за 2006 год), успешная учеба
не играет сколь-либо значимой роли в контексте
реального микросоциального окружения
подростков. Лишь 9,6 процента респондентов
смотрят на учебу с позиций стремления «получить
уважение сверстников». Практически столь же
малоощутимо мотивирующее воздействие
положительной оценки со стороны взрослых: на
значимость «одобрения окружающих, родителей и
учителей» указали только 8,4 процента
респондентов.
Данные исследования позволяют сделать вывод о
низком развитии у школьников умения учиться.
Всего 15,5 процента респондентов указали на мотив
«желание научиться получать знания
самостоятельно».
Сравнивая полученные результаты с данными
аналогичного исследования периода 1990-х годов,
социологи отмечают знаковую тенденцию: в ответах
о ценностных ориентациях общего среднего
образования явно снижается значимость таких
личностных образцов, как «культурный и
образованный человек», «творческий
высококвалифицированный специалист».
Одновременно повышается значимость «человека,
добивающегося в жизни своего», «человека,
способного обеспечить свое благосостояние»,
«добросовестного, дисциплинированного
работника».
Председатель Карельского регионального
общественного движения «Демократические
реформы в образовании» В.Слуцкий подробно
проанализировал специфику традиционного
«педагогического совета» в статье «Слагаемые
управленческой компетентности директора школы»
(«ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 6 за 2006 год).
Перечисляя характерные черты подобного
мероприятия, автор публикации отметил следующее:
тема формулируется как сугубо теоретическая и
глобальная; отсутствует полноценная подготовка
к обсуждению проблемы; педсовет организуется как
научная конференция: сначала доклады, потом
короткое обсуждение; большинству присутствующих
разговор неинтересен; решение заготавливается
заранее.
В подготовке и проведении настоящего педсовета,
по убеждению автора, надо «по принципу Марио
Кемпеса» исходить от противного. Прежде всего
нужно говорить о конкретных проблемах школы. Сам
педсовет – это завершающий этап работы по
выявлению и исследованию школьных проблем,
которая может вестись на протяжении многих лет,
как это было, например, в Павлышской школе
В.А.Сухомлинского.
В методической литературе очень мало трудов,
посвященных общей методике решения
математических задач. Яркое исключение
представляют собой работы выдающегося
американского математика и педагога Дж. Пойа.
Однако на русский язык переведено всего
несколько книг Дж. Пойа, и все они давно стали
библиографической редкостью. Поэтому журнал
«Школьные технологии» опубликовал выдержки из
знаменитой книги «Как решать задачу»
(«ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 2 за 2006 год).
Лейтмотивом этой книги является мысль о
необходимости привития детям не только навыков
логического рассуждения, но также прочных
навыков эвристического мышления. Автор приводит
простую обобщенную схему решения самых разных, в
том числе нестандартных, задач, описывает
эвристические приемы, облегчающие путь к верному
ответу. Например, на начальных этапах решения
задачи Дж. Пойа предлагает задаться следующими
вопросами: с чего мне начать? что я могу сделать?
чего могу этим добиться? И тут же содержатся
ответы самого автора: знакомясь с задачей,
начните с формулировки. Представьте себе задачу
как целое, пока не вдаваясь в детали. Вам нужно
понять задачу, освоиться с ней, запечатлеть ее в
своем сознании. Сосредотачивая на задаче свое
внимание, вы подготавливаете память к тому, чтобы
извлечь из нее все, что может принести вам пользу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|