Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

У книжной полки

СМ.В.Ермолаева
Практическая психология детского творчества
Московский психолого-социальный институт, 2005.

Сколько копий было сломано по поводу того, в каком возрасте ребенок должен идти в первый класс. Сколько разъяснений о том, что такое готовность к школе, мы слышали от психологов. И все-таки даже учителям начальной школы, которым приходится работать и с шести-, и с семилетками, не очень понятно, что происходит с ребенком на границе между шестью и семью годами. И как поддерживать развитие ребенка в этот период.
В книге описано, как разные виды деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка.
Ребенок так или иначе занимается разными видами деятельности: играет; разыгрывает сценки; рисует; слушает и сочиняет сказки. И каждую деятельность взрослый может усложнить и изменить так, чтобы она стала развивающей. Каждой посвящена целая глава, где описаны законы развития эмоциональной сферы ребенка. Объясняется, как влияет именно эта деятельность на психическое развитие в том или ином возрасте.
В каждой главе приведены упражнения, которые можно предлагать детям. Описание сопровождается комментариями для ведущего: на что обратить внимание, в какой момент детям может потребоваться помощь, ответы на какие вопросы будут самыми продуктивными. А в конце главы перечислены результаты, полученные в процессе работы: все методики опробованы педагогами в экспериментальном режиме.
Несмотря на то что упражнения разрабатывались для детей не старше семи лет, многие из них (например, оттиск со стекла, раскрашенного жидкими красками) вполне можно предложить и ученикам начальной школы.

А.Русаков
Эпоха великих открытий в школе девяностых годов
СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

Примета последних лет: в любом плане воспитательной работы и в любой программе развития школы обязательно будут слова про индивидуализацию, проектирование, интерактивные формы… Слова эти удивительно быстро, в течение десятка лет, сначала стали модными, потом обязательными и – стерлись, истончились, девальвировались. Другая примета современной школы – весьма призрачная возможность выбора при всех декларациях свободы, демократии, самостоятельности (один УМК «выбирает» целый город или район).
Так вот, книжка о том, как начинались полтора десятка лет назад все те разные школы, которые на коленке осваивали, придумывали, опробовали новые педагогические идеи. Школ и педагогов таких было не много, но выбор пути, идеи действительно был выбором.
Тем, кто работал в эти былинные времена в школе, наверное, приятно будет вспомнить, как взахлеб читали, ездили за свой счет в известные школы, на семинары, фестивали. Горели, спорили, наивно что-то доказывали. Хороший способ заново увидеть себя сегодняшнего. И еще раз обернуться без суеты, еще раз перечитать спустя столько лет, зная, каким было продолжение. Вы найдете очень знакомые имена – Ремизов, Шулешко, Курганов, Ланцберг; кстати, многие «патриархи» той эпохи не вошли в сборник. Встретите и не очень известные фамилии тех, кто тоже работал в то время педагогическим первооткрывателем, но Колумбом в истории не остался.
Тем, кто недавно работает с детьми, полезно будет узнать, как выглядели идеи и технологии, которые сейчас нужно непременно «внедрять» и «реализовать», – как они выглядели, пока не окаменели в пластах инструкций. Кроме того, многие статьи сохранили форму рабочих записей, бесед с коллегами, дискуссий.
Тем, кто любит книжки с подробными указаниями, а также начальникам «Эпоху» можно не читать. Потому что «…любая грамотная педагогическая практика крайне неудобна в начальственном обращении. Ее нельзя предписать по инструкции… Ее избыточное рекламирование только скроет настоящих специалистов за многочисленными конъюнктурными профанациями». Нет, правда, не стоит она начальственного внимания: обложка мягкая, корешок непредставительный – кабинет не украсит.
Зато, может, достанется «своему» читателю.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru