Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Филипп МЕРКУЛОВ

Работа на уроке

Всегда ли наши методы преподавания отвечают особенностям детей в классе?

«Мой класс делится на две группы: умные и дураки». К такому выводу пришла молодая учительница к концу первой недели работы в школе. Что стоит за резким заявлением? Излишняя поспешность, желание создать простую и понятную схему расстановки сил, отсутствие опыта, наконец. Но в первую очередь – неумение наблюдать, разделить то, что мы видим в поведении ребенка непосредственно на уроке, и то, что мы знаем о его семье, условиях жизни. Впрочем, если бы каждому из нас предложили выделить в своем классе некоторые группы детей, как бы мы взялись за дело? Умеем ли мы наблюдать за своими учениками и делать конструктивные выводы из своих наблюдений?

Перед тем как приступить к делу

Наблюдение всегда предполагает некоторую цель. И важно понимать, зачем мы ведем эти наблюдения. Чтобы увидеть, не списывает ли Вася? Такое наблюдение опасно и для ученика, и, главное, для педагога. Мы обращаем внимание на ребенка не для того, чтобы отобрать лучших, исключив непригодных, а ради объединения сил, включая и учительские, для решения некоторой проблемы. Например, Нина чего-то не понимает. Что с этим делать?
Наблюдение небескорыстно. Оно приводит к какому-то результату. В школе это обычно оценка. Но привычка всему давать оценку портит отношения. Именно эта привычка (еще и обязанность по долгу службы) делает учителей порой такими придирчивыми.
Мы стремимся выделить такие критерии, которые можно измерить. Но следует смириться с тем, что есть много вещей, которые нельзя сосчитать. Как только мы подходим к ним с линейкой и калькулятором, они ускользают.

Ничего не вижу

«Что я могу увидеть в классе? Максим пишет, а та парочка у окна болтает?» Конечно, мы не столько смотрим, кто что делает, сколько – как делает. Есть простой способ: оставьте место у доски, сядьте в уголочке и понаблюдайте за работой детей, расспросите их, что они делают. Ответы удивят вас осмысленностью и глубиной.
Однажды на уроке я задал пятиклассникам выучить страны Европы, пользуясь картой и учебником. Через 10 минут попросил закрыть книжки и написать небольшую проверочную работу. Троих учеников, показавших лучшие результаты, пригласил к доске и спросил, как им удалось за 10 минут выучить так много стран. Один объяснил, что сначала искал знакомые названия, а потом старался запомнить новые. Второй учил по карте, двигаясь по спирали – от периферии к центру материка. Третий вообще не смотрел на карту. Он читал пронумерованный список и запоминал страны по порядку. Это коротенькое интервью было полезно и рассказчикам – они начали понимать, как им удобно работать, – и слушателям, в первую очередь учителю, который увидел, как по-разному действуют ученики, с какими разными проблемами могут столкнуться.

Наблюдение № 1

«Я объясняю все по пять раз. Никакого толку». 
Действительно, порой кажется, что мы говорим с учениками на разных языках. Кстати, иногда это действительно так. Убедитесь, что ребятам знакомы те слова, которые вы произносите, что они успевают за темпом вашей речи. В классе могут сидеть дети, для которых русский язык неродной, дети из очень бедной в языковом отношении среды.
Но дело не только в этом. Проблема в способе взаимодействия на уроке. Урок – это чаще всего рассказ о чем-то. Урок – это слова. А сегодня всем известно, что по способу восприятия большинство людей делятся на аудиалов и визуалов. Среди европейцев визуалов втрое больше, чем аудиалов. Среди мужчин чаще встречаются визуалы, среди женщин – аудиалы. Но в школе большинство учителей – женщины. Вот почему стиль преподавания и в школе, и в вузе по преимуществу вербальный.  
Аудиалы: склонны выстраивать понимание постепенно, рассказывая сами себе последовательность действий, событий. Запоминают информацию, опираясь на хронологию, связь частей.
Визуалы: выстраивают понимание, опираясь на образ, представляя себе отдельные элементы.  Запоминают информацию, опираясь на пространственное расположение видимых элементов.
 
Что делать?
Проверьте, обращаетесь ли вы на уроке к визуальной, образной информации, или ваши объяснения рассчитаны только на аудиалов.
Формулируйте каждое задание несколькими способами, разными словами, используя образные выражения, эмоционально окрашенные.
Попросите кого-нибудь из детей рассказать, как он понял задание.
Введите в традицию «минуту молчания» после сообщения задания. Тогда каждый ученик сумеет как бы пересказать себе сам ваше задание, уяснить его.
Сопровождайте объяснения записями на доске, демонстрацией таблиц, схем, картин.
Пусть ваши ученики чаще рисуют: схемы, графики, иллюстрации, ассоциативные картинки, изображают логические ходы.

Наблюдение № 2

«Марина обычно знает ответ на вопрос, но всегда отвечает то, что ей подсказывает соседка. Часто это ошибочный ответ».
Независимых людей, особенно среди подростков, не много. Можно утверждать, что хороший ученик, заинтересованный – это всегда независимый человек, который способен поставить перед собой цель, отрешиться от окружающего мира, от эмоций. Но большинству учеников трудно думать самостоятельно, они склонны опираться на чужие авторитеты. Общение для них важнее достижения учебной цели, важнее размышления. Наши уроки часто не рассчитаны на общительных детей.

Что делать?
Проверьте, работают ли у вас на уроке ученики самостоятельно и в то же время есть ли у них возможность общаться с одноклассниками. Лучший способ: самостоятельная работа, предельная концентрация, а затем обсуждение в паре, маленькой группе.
Неуверенных в себе детей не стоит пугать внезапными вопросами, вызывать к доске. В этой ситуации они наверняка захотят переложить ответственность на соседа. Им необходимо создать безопасную обстановку, возможно, дать право иногда не подписывать работу.

Наблюдение № 3

«Дима всегда отвечает сразу и обычно невпопад».
Импульсивные ученики отвечают не думая, словно играют в азартную игру (попал – не попал). Иные таким образом просто привлекают к себе внимание. Бывает наоборот: ребенок сдает тестовую работу, не выполнив половину заданий. Времени было достаточно, но ученик предпочел лучше не ответить совсем, чем рискнуть и написать то, в чем не уверен. Возможно, это страх ошибки, а может быть, свойство рефлексивной личности не принимать решения, пока не обдумал его всесторонне.

Что делать?
Договоритесь с классом о некоторых правилах, которые вы будете соблюдать на уроке. Это как игра в викторину: очередность, форма высказывания, время на раздумья, помощь зала.
«Минута молчания» непременно должна следовать после серьезного вопроса. Это возможность подумать. Стремительные ответы и состязания в скорости нужны только при проверке конкретной информации. Знания таблицы умножения, например. 
Приучайте детей к самооценке и обязательно включайте такой критерий: «проверил все ответы». Так вы поможете ученикам рассуждать, а не угадывать и не отступать из боязни ошибиться.

Наблюдение № 4

«Сережа весь урок хватался то за один учебник, то за другой, то в одну тетрадь заглянет, то другую полистает. А в итоге ничего не сделал».
Интересно, а как вы работаете, например, за компьютером? Одни пользователи открывают минимальное количество программ. Выполнил одну задачу, закрыл программу, открыл следующую (более сложную или более простую, более интересную, более важную…). Другие работают одновременно в нескольких окнах сразу над несколькими задачами. Дети, как и мы, делятся на работников, сконцентрированных на выполнении одной задачи, и на тех, кто, подобно сторукому Шиве, одновременно делает сто дел.

Что делать?
Стоит обсуждать с учениками, как им лучше выполнять серию заданий: кому-то по очереди, кто-то будет делать все понемногу.
Обсудите с ребятами возможные затраты времени на выполнение задания. Выучить десять словарных слов быстрее и проще, чем политическую карту Европы. Важно понимать, что данному ребенку легче сделать сначала, что потом. Распределять время и силы – трудная наука, и мы мало помогаем ученикам освоить ее.
У каждого есть свой внутренний темп. Давайте на уроке возможность ученикам действовать в соответствии с этим внутренним темпом. В то же время необходим некий внешний «метроном», который поможет ребятам контролировать себя, не торопиться зря, но и не медлить напрасно.

Наблюдение № 5

«Этот класс – настоящее болото. Все сидят неподвижно, молчат. Интересно, они думают хоть о чем-то, слушают меня или просто соблюдают дисциплину»?
Есть ученики-потребители. Они слушают вас так же безучастно, хотя и внимательно, как диктора в телевизионных новостях. Но есть мыслители, творцы. Их сосредоточенная неподвижность – признак напряженного интеллектуального труда. Впрочем, некоторые способны думать только в движении, раскачиваясь на стуле, вертя что-то в руках. Движение мысли для них неразрывно связано с физическим движением. Важно не перепутать таких детей с гиперактивными учениками, которые просто не в силах сохранять состояние покоя вне всякой связи с размышлениями.

Что делать?
Дайте ребенку возможность на уроке раскрыть свою индивидуальность (и учительскую маску не забудьте снять), поработать в группе с одноклассниками, пообщаться. Тогда вы избавитесь от ощущения «болота», увидите систему взаимоотношений.
Чередуйте механическую, репродуктивную работу с творческой.
Замечательно, если за время урока вы создаете нечто общее. Главная задача учителя – показать каждому его роль, его вклад в общее дело.
Регулярно проводите  анкеты о том, как чувствуют себя дети на уроке, что их радует, что огорчает, чем они хотели бы заняться в ближайшее время.
Дети вечно меняются, поэтому сегодняшние личные особенности ребенка – это не клеймо навеки. Ребенок – это запас сил и возможностей совершенно неизвестных размеров.

Никаких наблюдений

«Я не могу одновременно вести урок и наблюдать за детьми, быть внутри класса и как бы вне его».

Что делать?
Пусть вам помогут ученики. Они могут сами проанализировать способы своей работы, увидеть различия в подходах, методах. Учите их ценить разные подходы. Проговаривайте с ними то, что они лишь смутно предполагают. Это сделает ребят более самостоятельными, поможет глубже разобраться в себе, своих потребностях, желаниях, сильных и слабых свойствах личности.
Чаще сравнивайте свои понимания различных слов, идей, теорий.
Вместе вырабатывайте различные алгоритмы действий по освоению материала, выполнению заданий. 
Давайте задания на длительный период времени (на две недели) и на пять минут.
Учите работать в группе, действовать сообща, принимать общие решения, несмотря на разность способов действия.
 
Чтобы научиться наблюдать за ними, обратите внимание и на себя самого.
Какой вы ученик (а значит, и учитель)? На какие методы преподавания вам стоит обратить особое внимание, чтобы дети, не похожие на вас, тоже могли чему-нибудь научиться на ваших уроках?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru