Вторая тетрадь
школьное дело |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ИНТЕРЕС
От «песчаной россыпи» до «горящего факела»
Класс, как и любая группа, проходит несколько стадий развития
В одном из учительских писем, пришедших в редакцию, был вопрос о психолого-педагогической характеристике класса. Причем речь шла не о формальном отчете для плана воспитательной работы, а о том, как увидеть класс. Как может, например, учитель начальных классов рассказать
о нем будущему классному руководителю или предметникам, которые будут работать с ребятами.
Вопрос сначала показался нетрудным: ведь каждый учитель может припомнить из своей практики хотя бы несколько подобных разговоров. Однако, как оказалось, исследований по этой проблеме практически нет. Большинство учителей, рассказывая
о классе, сводят характеристику
к обсуждению отдельных учеников
и их предметных способностей. Некоторые вообще считают, что класса как общности не существует. Это всего лишь группа детей, собранных по случайному признаку.
Неужели это действительно так?
Но ведь при упоминании, скажем, о 6 «Б» или 10 «А» у каждого учителя возникает отчетливое ощущение не сборища одиночек,
а целостной и в какой-то степени самобытной общности. «Дружные… Активные… Наглые…» – говорим мы
о разных классах.
Почти у каждого класса есть не очень явные, но довольно ощутимые особенности в общении между ребятами; общие воспоминания о важных событиях, пережитых вместе.
И их как минимум объединяет этот «отпечаток». Вопрос лишь в том,
как увидеть эту целостность и рассказать
о ней коллегам.
Каждый класс неповторим, не похож ни на какой другой, и тем не менее он подчиняется объективным законам социального взаимодействия.
Стадии развития группы были в свое время описаны педагогом Анатолием Лутошкиным, и уже более двадцати лет специалисты используют придуманные им запоминающиеся романтичные названия.
Первая стадия – «Песчаная россыпь». В классе собрались незнакомые друг с другом ребята, их ничто не объединяет, кроме списка в журнале. Каждый сам по себе, как песчинка в песчаном холмике: подует ветер, и все разлетятся. Так и группа на первой стадии. Взаимодействия между учениками еще нет, они действуют по отдельности. Лидеры не определились, роль каждого ученика тоже.
Вторая стадия – «Мягкая глина». Из названия понятно, что, во-первых, группа не сразу развалится, если убрать формальные рамки; и во-вторых, она очень податлива в этот период. Его нельзя упускать, иначе класс так и останется бесформенным комом глины. В это время начинает складываться взаимодействие между ребятами, постепенно становится понятно, чего можно ожидать от каждого ученика. Однако отношения пока еще держатся большей частью на формальной дисциплине и требованиях учителей. Для этой стадии характерно большое количество конфликтов. Ребята редко приходят на помощь друг другу, приятельские отношения завязываются внутри маленьких замкнутых группировок. Класс уже начинает осознавать себя как общность, но индивидуальности, лица класса еще нет. Нет и общепризнанных лидеров, они только заявляют себя на эту роль. Важные для всего класса решения принимаются исходя из мнения большинства.
Третья стадия – «Мерцающий маяк». Для нее характерно желание ребят бывать вместе, делать что-то сообща. Группа сформировалась как сообщество. Каждый представляет свое место в ней и функции при выполнении общего задания. Лидеры определились. В отношениях часто проявляется взаимоподдержка. Класс обретает свою индивидуальность. При принятии решений начинают прислушиваться к мнению меньшинства, так как осознается важность каждого. Но социальная активность пока проявляется вспышками, а не постоянно.
Четвертая стадия – «Алый парус». Класс воспринимается как целостность. Ребята гордятся своей принадлежностью к этому сообществу, внутри которого ощущается атмосфера доброжелательности, душевного комфорта, безопасности. Дети начинают помогать друг другу и делать добрые дела без постороннего вмешательства, просто из внутреннего побуждения. Положительная энергия группы направлена не только на своих, ребята проявляют социальную активность и в масштабах школы. Однако, несмотря на сплоченность, классу не всегда хватает духу признать ошибочность каких-то решений.
Пятая стадия – «Горящий факел». Духовная близость членов группы достигает высокого уровня. Формальные рамки не играют уже никакой роли. Иногда группа продолжает существовать, даже когда ее участники разъехались по разным городам. Их объединяют общие ценности.
Конечно, пятой и даже четвертой ступени достигают далеко не все классы. Некоторые застревают в стадии бесформенной глины. В процессе развития группы очень большую роль играет классный руководитель, или тьютор, или воспитатель. Разумеется, он не может заставить ребят дружить, испытывать сочувствие, поддерживать друг друга. Зато в его силах помочь раскрыться каждому ребенку, привлечь к нему доброжелательное внимание одноклассников, создать условия для взаимопонимания ребят. Не нужно забывать и о том, что сотрудничество, чувство локтя вырастают там, где люди заняты общим делом. Не формальным, а интересным и важным для них.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|