Вторая тетрадь
школьное дело |
Сокращение без правил
Учителей заставляют либо увольняться, либо брать меньшую нагрузку.
Как вернуть ситуацию
в правовое поле?
В начале сентября нам позвонила учительница из Архангельской области. Ей 47 лет, выслугу она уже заработала, высшую квалификацию тоже – чувствует себя в расцвете сил. Однако 31 августа директор поставил ее перед выбором: или пишите заявление о согласии на нагрузку в пять часов, или увольняйтесь. «Почему я? – спросила учительница. – Разве я нарушала трудовую дисциплину, получала нарекания? У меня высшая категория, никто из школьных математиков ее не имеет». И услышала в ответ: «Это бесспорно, но вы пришли в наш коллектив всего три года назад, а по закону в первую очередь сокращают тех, кто пришел последним. И потом, имейте совесть: у вас уже выслуга идет, а людям еще стаж зарабатывать!»
Ситуация, конечно, неприятная. Но так ли она типична? Поговорив с учителями из других регионов, мы удостоверились: случай, к сожалению, не уникальный. Более того, нашлось немало школ, где заявление о согласии работать на неполную ставку вынуждают писать всех предметников – якобы такой управленческий ход чрезвычайно эффективен, он заметно повышает качество труда педагогов!
Однако правомерно ли действует руководитель образовательного учреждения, поступая таким образом?
Мы взяли консультацию у главного правового инспектора труда ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ Михаила АВДЕЕНКО:
– Вы рассматриваете ситуацию включения механизма сокращения штата. Несмотря на то, что выбор делает руководитель образовательного учреждения, существует определенный порядок освобождения от работы в случае сокращения численности сотрудников: в статье 179 Трудового кодекса и в комментариях к ТК разъясняется, что преимущественное право для оставления на работе принадлежит сотрудникам, имеющим более высокую квалификацию и больший опыт работы. Аргумент «кто позже поступил на работу, тот и будет в первую очередь уволен», не имеет законной силы, но является средством давления на сотрудника. Незаконные решения учитель может обжаловать в суде, подав исковое заявление о нарушении порядка отстранения от работы.
Скрытое давление на сотрудника просматривается и в ситуации, когда учителю предлагают писать заявление о согласии на неполную ставку. Написав такое заявление, учитель освобождает директора от ответственности за «изменение условий труда работника в сторону ухудшения». Подобное «согласие сторон» следует рассматривать как вполне определенную управленческую стратегию давления на сотрудников при формальном соблюдении закона.
Поэтому, прежде чем написать такое заявление, учитель должен обратиться в
профсоюз. Предвижу возражения: «У нас профком идет на поводу у директора» – и советую обращаться в вышестоящую профсоюзную организацию. Личные приемы ведутся во всех райкомах, и в ЦК профсоюза не поступило ни одного сигнала об отказе в приеме граждан. Кроме того, не все знают о существовании в каждой школе Коллективного трудового договора – документа, дающего работнику дополнительные к существующим в законодательстве гарантии защиты прав. Попросите его у директора, почитайте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|