Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Вузы вне опасности?

Ко второму чтению законопроекта "Об автономных учреждениях" Союз ректоров предложил поправки, исключающие возможность приватизации и банкротства высших учебных заведений. Депутаты, кажется, согласны

На днях в пресс-клубе “РИА Новости” состоялся организованный Союзом ректоров круглый стол на тему «Актуальные проблемы высшего образования в России».
В центре внимания собравшихся были следующие вопросы:
– Кому и зачем нужны структурные изменения в системе российского образования?
– Насколько выпускники высших образовательных заведений соответствуют требованиям современного общества и потребностям рынка?
– Каковы перспективы введения единого государственного экзамена?

Однако обсуждение начали с вопросов второстепенных, но тем не менее весьма волнующих ректоров.
– Катастрофически падает качество школьной подготовки по основным дисциплинам – русскому языку и математике, что проявляется на вступительных экзаменах, – сказал президент Союза ректоров России, ректор МГУ Виктор Садовничий. – На некоторых факультетах мы даже были вынуждены ввести дополнительные занятия по школьному курсу математики, чтобы подтянуть первокурсников до необходимого уровня.
Полностью поддерживая критическую позицию коллеги, ректор Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Анатолий Торкунов подчеркнул, что одной из причин ухудшения качества общего образования является расширение экстерната – заочной формы обучения, позволяющей старшеклассникам готовиться к поступлению в вуз по профильным предметам, в то время как «второстепенные» изучаются ими поверхностно и формально.
– Необходимо либо сокращать экстернат, либо установить более жесткий контроль за качеством обучения в этой форме, – считает Анатолий Торкунов.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Олег Смолин убежден, что корень всех бед кроется в отсутствии разумной государственной политики в сфере образования. Например, введение налогов на имущество и землю ударило именно по негосударственным университетам, которые за годы своей деятельности потратили усилия на создание солидной материальной базы: построили здания, приобрели современное оборудование, а теперь вынуждены за все это платить разорительную дань фискальным органам.
Среди участников “круглого стола” также оказались оппоненты ЕГЭ – правда, высказывались они не столь категорично, хотя достаточно резко.
– ЕГЭ – это усредненная система, которая не позволяет выявить талантливых людей и заставляет учителей заниматься натаскиванием, а не развитием творческих способностей учащихся, – высказался Олег Смолин.
Однако даже Виктор Садовничий, который всегда выступал против ЕГЭ, остудил пыл своих коллег, заявив, что “митингами делу не поможешь”, и обратил внимание на тот факт, что большинство регионов поддерживает единый экзамен.
По свидетельству директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяны Клячко, сегодня около 80% вузов, которые несколько лет назад яростно сопротивлялись этому эксперименту, в той или иной мере используют результаты ЕГЭ для приема абитуриентов.
– Поэтому речь надо вести не об отмене ЕГЭ, а о том, как приспособиться к этой системе, сделать ее эффективной и снизить риски оболванивания молодежи, – считает Татьяна Клячко.
"Приспособиться к системе" отчасти уже удалось – за счет существенной переработки силами Союза ректоров России законопроекта о ЕГЭ, который, по свидетельству В. Садовничего, предусматривает различные альтернативные варианты поступления в храмы науки: олимпиады, творческие конкурсы, в некоторых случаях – дополнительные испытания по правилам самих вузов.
Да и переход из экспериментального режима в штатный отложен до 2009 года.
Кроме того, истинную перспективу разрешения конфликта многие участники обсуждения видят в трансформации ЕГЭ в ЕГО, то есть в единую систему государственного оценивания, предусматривающую проведение регулярных тестирований в течение школьного периода обучения – взамен одного в 11 классе, как это происходит в настоящее время.
Особой темой дискуссии стала доступность высшего образования.
– Сегодня мы перешли не просто к массовому, а ко всеобщему высшему образованию, – констатировала Татьяна Клячко, подтвердив свой тезис цифрами: если в 1992 году в России насчитывалось 2,7 млн студентов, то в конце прошлого года этот показатель достиг 7 млн.
– На фоне почти троекратного прироста армии учащихся за последние 15 лет число преподавателей увеличилось только на 20%. Удержать высокую планку качества в таких условиях невозможно, – резюмировал председатель Экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров Василий Жураковский.
Отсюда, как отмечали собравшиеся, и недовольство работодателей уровнем подготовки специалистов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.
Правда, как считает Татьяна Клячко, “позиция работодателей сегодня не пассивная, не иждивенческая, поскольку они вкладывают в образование средства, превышающие по объему бюджетные расходы”.
Ярким примером сотрудничества бизнеса и образования может служить МГУ, в структуре которого силами крупных компаний созданы и действуют 5 корпоративных университетов. Здесь готовят специалистов по заказу и на деньги работодателей, но по программам МГУ.
Аналогичная картина – в МГИМО и других вузах страны.
– Вузы идут на поклон к предпринимателям только из-за недофинансирования, но бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а мышеловка скоро захлопнется, – мрачно предрек профессор Сергей Комков, имея в виду законопроект об автономных учреждениях, “грозящий вузам и ПТУ банкротством и приватизацией”.
Однако Виктор Садовничий поспешил заверить коллег, что ничего подобного произойти не должно, поскольку ко второму чтению Союз ректоров России внес такие поправки (и все они, по его словам, уже учтены в тексте документа), которые не допустят опасных последствий.
В частности, предусмотрено, что переход в новые организационно-правовые формы будет осуществляться на сугубо добровольной основе, при условии сохранения государственного имущества и бюджетного финансирования.
Общий вывод участников “круглого стола” состоит в том, что “системе высшего образования надо очень быстро бежать для того, чтобы оставаться на месте”. Иными словами, даже для сохранения статуса-кво необходимы титанические усилия.
В то же время не следует торопиться с реформами: каждая из них должна быть продумана и взвешена, чтобы сохранить лучшие традиции российского образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru