Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Максим ВЕТРОВ

Дошкольное образование в нацпроект не включат

Зато деньги из государственного бюджета получат 40 регионов.
При условии, что введут нормативно-подушевое финансирование и отраслевую систему оплаты труда

Министр образования и науки Андрей Фурсенко провел видеоконференцию с регионами России на тему “Приоритетный национальный проект “Образование” в системе развития региона”.
Как сказано в материалах пресс-службы Минобрнауки, “для участия в видеоконференции были выбраны регионы, продемонстрировавшие позитивные результаты и положительную динамику по основным показателям в ходе реализации приоритетного национального проекта “Образование” (ПНПО).
В числе лучших оказались Приморский и Пермский края, Томская, Челябинская, Астраханская, Калининградская, Ярославская, Московская области, Москва.

Дивиденды нацпроекта

На конференции попытались оценить практический эффект национального проекта и выяснить, какие дивиденды он принес системе образования. Легче всего это удалось сделать тем, кто непосредственно получил президентские премии и гранты.
Например, в Томском государственном университете (ТГУ), который стал одним из победителей конкурса инновационных вузов, значительно увеличилось число абитуриентов.
– И у работодателей возрос интерес к нашим выпускникам, – сказал ректор ТГУ Георгий Майер.
Ответы других участников оказались гораздо более расплывчатыми. “Конкурсы способствуют творческому поиску”… “У педагога появился стимул к самообразованию и профессиональному росту”… “Участие в нацпроекте помогает школам и педагогам ощутить себя нужными государству”… Все это, конечно, очень хорошо. В том числе и тем, что совершенно не поддается проверке.
Впрочем, в таком ключе отвечали не все.
– Главный результат – система образования получила на федеральном уровне не только декларативную, но и материальную поддержку, – заявила начальник департамента образования Ярославской области Татьяна Степанова.
С этим утверждением трудно поспорить. Особенно если учесть, что, согласно административной иерархии, региональные власти тоже были вынуждены “скинуться” на нацпроект. Например, из бюджета Приморского края было выделено 200 млн рублей, Томской области – более 340 млн, в Челябинской области общая сумма расходов на эти цели составила 1 млрд 354 млн рублей.
Другое дело, как распределяются эти деньги. В той же Челябинской области, в богатом промышленном регионе, нашли возможность включить в нацпроект и дошкольное образование, заложить в бюджет дополнительное финансирование детских садов. Другие регионы сделать это не в состоянии.
На конференции не раз просили Андрея Фурсенко походатайствовать за дошколу: если система образования и в самом деле система, нельзя ее искусственно делить на ступени; так может не выдержать и вся конструкция.
Однако министр дал ясно понять, что в 2007 году в нацпроект включат только ПТУ и техникумы.
– На большее просто не хватит денег, – заявил Фурсенко.
Впрочем, один выход из ситуации министр все-таки предложил: отказаться от нескольких нынешних программ нацпроекта и профинансировать дошколу за счет этого. Чем пожертвовать ради поддержки полуразрушенного дошкольного хозяйства – надбавками для классных руководителей, грантами для инновационных школ или вузов – решать самому педагогическому сообществу.

Итоги бумажной работы

Далее разговор перешел на трудности, возникшие при реализации нац-
проекта. Их тоже в некотором смысле можно считать итогами – итогами своего рода “контрольной работы” для всей системы образования.
– Конкурс инновационных школ был конкурсом документов, – заявил директор НИИ стратегии развития образования Юрий Громыко. И продолжил, явно подразумевая, что бумажные жертвы были напрасными: – В рамках ПНПО не предусмотрено распространение опыта лучших представителей образования в массовой практике.
Может, так оно и лучше, скажет кто-то, вспомнив передовиков производства и методы распространения их опыта. Однако, как выяснилось, исполнители на местах пошли дальше организаторов проекта. В регионах на базе инновационных школ, получивших президентские гранты, организуются ресурсные центры. В Московской области учителя-лауреаты становятся педагогами-наставниками, их кабинеты получают статус методических лабораторий.
Естественно, обсуждались и проблемы, связанные с нацпроектом лишь косвенно, но сильно затрудняющие его реализацию.
Больше всего обсуждался вопрос о том, как привлечь в школу молодых специалистов. Пособия для выпускников педвузов, выбравших работу в сельской школе, и надбавки к зарплате системного эффекта не дают. А в число претендентов на премию молодым не пробиться – стаж не тот, опыта нет. Да и сколько их, тех премий?
Участники конференции предлагали ввести систему ипотеки для молодых педагогов, разработать общие для всей страны меры поддержки…
– Надо думать не только о том, как привлечь учителей, но и о том, как обеспечить для них рабочие места, – высказался Андрей Фурсенко.
– Образование нуждается в смене поколений, – деликатно намекнул министр. – В школе работают немало учителей, которые не горят энтузиазмом.

Регионы получат свое

После такой многообещающей реплики министра перешли к обсуждению перспектив нацпроекта. Если на сегодняшний день его структурная единица – учебное заведение (вуз или школа), то с будущего года в поддержку получат целые регионы.
Планируется, что в течение трех лет в нацпроект войдут сорок субъектов РФ. Условия – введение отраслевой системы оплаты труда и массовый переход школ на нормативно-подушевое финансирование. Кроме того – создание комплексного проекта модернизации образования в регионе.
Объем ассигнований для каждого субъекта РФ будет зависеть от количества городских и сельских школ, уровня бюджетной обеспеченности и качества регионального комплексного проекта. Предполагается, что за счет введения отраслевой системы оплаты труда зарплата учителей вырастет не менее чем на 60%.
Как выяснилось, некоторые участники “круглого стола” осторожно оценивают такого рода начинания.
– Пока еще недостаточно четко отработаны ожидаемые результаты от введения новой формы оплаты труда, – считает заместитель начальника столичного Департамента образования Лариса Курнешова.
Кроме того, по ее мнению, необходимо совместно с Минфином проанализировать ряд проблемных моментов, связанных с переходом на нормативно-подушевое финансирование (в том числе взаимоотношения с казначейством).
– В противном случае это нововведение окажется формальным, – предупредила коллег Лариса Курнешова.
Но, похоже, эти предостережения цели не достигнут – регионы готовы участвовать в очередном федеральном проекте, который обещает дополнительное финансирование, несмотря на все прогнозируемые риски.
Например, в Астраханской области уже со следующего года будет введена отраслевая система оплаты труда, детские сады и ПТУ начнут финансироваться по нормативу (школы области работают по этой системе с 1 января 2006 года).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru