Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Четвертая тетрадь
идеи. судьбы. времена
Дмитрий ШЕВАРОВ

Где желтеет теплым светом одно окно

Литературный квартал Екатеринбурга соединил в себе музей, театр, школу и парк

Жаркое лето в большом городе – всегда испытание.
Все ищут хоть какое-то затишье, место, где, можно посидеть в тени, полистать книгу или просто порадоваться прохладе и божьей коровке, ползущей по скамейке. Благословенны жители тех немногих российских городов, где взбесившийся каток безудержной застройки не закатал еще в асфальт последние пионерские скверы, заросшие дворики, парки культуры и яблоневые сады с заблудившимися голубятнями. Благословенны те города, где власти вовремя спохватились или жители встали на пути бетономешалок – в эти города еще хочется возвращаться.

В Екатеринбург хочется возвращаться. Хотя и здесь многое снесено, смято и безлико застроено, но в самом центре уральского мегаполиса остается зеленый островок, где можно укрыться от вездесущей пошлости рекламы, от игровых автоматов и удушающих автомобильных пробок. На этом островке счастливо соседствуют три-четыре старинных заросших дворика, тенистый парк с памятником Пушкину и летней эстрадой, Камерный театр и пять музеев, расположившихся в старых особняках (дома-музеи Д.Н.Мамина-Сибиряка и Ф.М.Решетникова, музеи литературной жизни ХIХ и ХХ веков, музей кукол и детской книги «Страна чудес»). Все это вместе горожане называют Литературным кварталом.
Пятнадцать лет назад весь этот район бедной деревянной застройки был определен под снос. Большинство построек строители успели сломать, на их пути оставались лишь четыре невзрачных домика, которые краеведы и музейщики упрямо отстаивали как памятники культуры. В условиях беззакония начала 90-х годов и начинавшейся хищной приватизации никто бы не стал их слушать, но бульдозеры наткнулись на стальную позицию Лидии Александровны Худяковой, директора Музея писателей Урала. В середине 80-х годов она ушла с высокой обкомовской должности в директора литературного музея. Кажется, что человек, выпавший из власти, должен был бы совершенно потеряться и скиснуть на столь скромной должности. Но оказалось, что вся предыдущая карьера Худяковой была лишь подготовкой к тому, что ей предстояло сделать на новом месте. Ее судьба – замечательный пример того, что искреннее стремление к деланию добра в сочетании с хозяйственной сметкой и любовью к людям дают человеку такой авторитет, который никогда не помогут нажить ни «административный ресурс», ни большие деньги.
Лидия Худякова убедила руководителей города передать уцелевшие старинные дома на баланс музея. Разграбленные и ветхие, они представляли собой жалкое зрелище. Один из домов сгорел, и его пришлось потом восстанавливать с фундамента. На месте нынешнего чудесного парка, соединяющего Литературный квартал в единый ансамбль, был пустырь с руинами, бурьяном и горами мусора. Лишь немногие энтузиасты верили, что музей, перебивающийся бюджетными крохами, сможет возродить целый район города и сделать его местом паломничества всех, кто приезжает в Екатеринбург. Лидия Александровна находила влиятельных союзников и деятельных помощников даже в то время, когда государство полностью отвернулось от отечественной культуры. Помочь в реставрации зданий, в создании в их стенах четырех (!) новых музеев поспешили директора оборонных заводов и архитекторы, студенты и рабочие-метростроевцы, дизайнеры и гранитчики, местные художники и журналисты.
Двенадцать лет ушло на возведение чудесного здания Камерного театра. Старинные плиты для мощения тротуара собирались со всего города. Музей писателя Федора Решетникова был восстановлен как почтовое подворье конца ХIХ века. Краеведы установили, что одно время дом сдавала внаем жена городского почтмейстера и в нем проживали тринадцать холостых почтальонов. Здесь же выстроена настоящая кузница, где часто проходят выступления кузнецов-художников, а с недавних пор и фестивали кузнецов.

«Наш двухэтажный старинный дом, – рассказывает научный сотрудник музея «Литературная жизнь Урала ХIХ века» Людмила Алексеевна Чеснова, – спас от гибели сам… Мамин-Сибиряк». Вернее, то обстоятельство, что именно в этом особняке (или, по другим сведениям, в том доме, что стоял на этом месте) Дмитрий Наркисович поставил точку в рукописи знаменитого романа «Приваловские миллионы». Здесь, в доме своей первой жены Марии Якимовны Алексеевой, он прожил двенадцать лет.
Тут и сегодня хорошо дышится и думается. Как славно постоять на увитой плющом открытой деревянной веранде и поглядеть в тенистый двор, своей укромностью напоминающий детство, летнюю безмятежность каникул. Так умно, изящно и неброско построена здесь экспозиция, что, покидая уютные, светлые комнаты, кажется, что побывал не в учреждении культуры, а просто в гостях у добрых людей.
А таких людей можно встретить в каждом музее Литературного квартала. Анжелина Ивановна Рязанова работает в музее с 1962 года, много лет заведует музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века». Вот что она рассказала мне о смысле своей работы.
– Наш музей – живой в буквальном смысле. Многие герои наших экспозиций, к счастью, живы, они пишут новые книги. Здесь они встречаются и с читателями, и друг с другом, заходят, когда им одиноко. Нам они говорят, что не перессорились в годы перестройки во многом потому, что у них есть этот общий дом. Наш музей они зовут «деревяшечка». Писатели как дети, их надо очень любить.
– Музей у вас все-таки для взрослых, и дети здесь, наверное, редко бывают…
– Почти каждый день! Дети в музее – всегда другие, не такие, как в школе. И когда преподаватель хочет их выстроить, мы просим никого не выстраивать. Мы даем сначала ребенку все посмотреть самому, что можно – разрешаем потрогать, просим сказать, кому что понравилось. И тогда начинается разговор. Музей – это место, где встречаются поколения. Где ребенок лучше может понять своих родителей, дедушек и бабушек. Понять через такой незатейливый предмет, как, к примеру, чернильница. Проблема сегодня в том, что дети не могут сосредоточиться, очень трудно удержать их внимание. Приходится что-то выдумывать. Вот завтра у нас будет утренник «Все бегут, летят и скачут» по стихам Даниила Хармса...
Достучаться до молодого поколения иногда помогают самые простые вещи. Вот в музее «Литературная жизнь Урала ХIХ века» висит на старой вешалке будто кем-то забытый саквояж. Многие взрослые проходят мимо него совершенно равнодушно, а школьники, смотревшие «Турецкий гамбит», с восторгом его разглядывают. Экскурсовод же тем временем рассказывает, что саквояж действительно принадлежал участнику русско-турецкой войны и можно только догадываться, в каких переделках он побывал вместе со своим хозяином, прежде чем попасть в Екатеринбург.
Молодым легче понять молодых, но сотрудников младше тридцати в музеях Литературного квартала немного. «Молодому человеку на нашу зарплату жить невозможно, – печалится Анжелина Ивановна, – три тысячи – и то с добавками всякими. На всех семинарах нам говорят: зарабатывайте сами! И вот мы то регистрацию молодоженов проводим, то именины детей, то Масленицу, но все это не выход из положения…»
Елена Константиновна Полевичек, главный хранитель фондов Музея писателей Урала, перечисляет музейные вакансии:
– Заместитель директора по науке, два сотрудника в Музее Бажова, всего один человек остался в массовом отделе, у меня двое требуются, одного не хватает в Музее Решетникова. Развешиваем объявления в университете, студенты-заочники приходят, но им нужна временная работа, а чтобы научиться водить экскурсию, и то надо полгода…
– А как вы пришли сюда первый раз – помните?
– Я училась тогда на филфаке, у меня родился ребенок, и мне перенесли практику. Я должна была поехать в архив в Иркутск, а попала сюда на музейную практику. Мне совершенно случайно дали на обработку архив… моего отца. Никто тут не знал, что Константин Васильевич Боголюбов – мой отец, у меня фамилия была другая. Я никому ничего не сказала, все прочитала, все документы и рукописи, сердцем пережила судьбу отца... И когда мне предложили работать в музее, я осталась здесь навсегда.
– Каким должен быть человек, чтобы работать в литературном музее?
– У него должно быть очень серьезное отношение к тексту, к документам. Умение общаться, даже артистизм определенный, ведь музей обращен к людям. Кто бы ни пришел, какой бы ни пришел – ему должно быть здесь уютно, хорошо. Чтобы человек ушел и снова захотел сюда прийти. Чтобы он унес с собой какой-то отзвук, может, всего лишь одно слово или одно воспоминание. И люди потом говорят: такой теплоты мы нигде больше не встречали.

Скоро в Литературном квартале откроется еще один музей – Аркадия Гайдара. Автор «Тимура и его команды» жил на Урале совсем недолго, но именно здесь почувствовал себя писателем. И хотя музей строится пока лишь в виртуальном пространстве, его создатели утверждают, что от посещения дома Гайдара останется ощущение абсолютной реальности. «Все, начиная от фасада дома и заканчивая кончиком перьевой ручки, будет выполнено с тщательной деталировкой, – пишет в газете «Литературный квартал» Рамзия Галеева. – Вы сможете «перемещаться» из комнаты в комнату, изучать документы и подлинные экспонаты со всех сторон – все они интерактивны… Музей может посетить любой человек в любой точке планеты, не выходя из дома». Уже сегодня все, кто хочет прогуляться по Литературному кварталу Екатеринбурга, могут легко это сделать с помощью сайта Объединенного музея писателей Урала: http://www.ompu.ru/
На улочках Литературного квартала часто можно встретить художника Алексея Рыжкова. Он рисует старые дома, как рисуют портреты людей. Он говорит: «В потемневшей кирпичной кладке таится теплота многих прожитых жизней, поэтому лица старых домов бывают столь же выразительны, как и человеческие…»
На одной из картин Алексея Рыжкова ангелы летят над вечерним городом, над Литературным кварталом, над почтовым подворьем, где желтеет теплым светом одно окно…
В такой город хочется возвращаться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru