Третья тетрадь
детный мир
|
ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА
Заявление "Я не хочу идти в школу!" обычно у взрослых
вызывает шок и непонимание. Оно очень усложняет жизнь
семье и учителю. Но для ребенка оно очень естественно.
Давайте разберемся почему.
Трудная жизнь первоклашки
От умения взрослого спокойно и терпеливо помогать ребенку наладить школьную жизнь зависит его настроение, здоровье и успехи
Маленькие консерваторы
Еще недавно было лето, отдых и много свободного времени. Можно было никуда не спешить и поздно ложиться спать, есть, когда проголодаешься, играть с приятелями дни напролет и смотреть телевизор сколько душе угодно. Разве легко от этого отказаться?
Специалисты говорят, что дети не любят менять свой уклад и с трудом привыкают к иному распорядку дня. Известно, например, что ребенок в возрасте 5–8 лет предпочитает оставить как есть не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, потому что так ему спокойнее и привычнее. В этом смысле маленькие дети – страшные консерваторы.
Освоить новый распорядок дня действительно трудно. И проснуться рано утром очень нелегко большинству первоклашек. Чаще всего в силу привычки, а во-вторых, из-за цикла сна и бодрствования. Исследования показали, что просыпаться и учиться ребенку младших классов гораздо легче после девяти часов утра. Потому что на его настроение и работоспособность
влияет прежде всего то, насколько хорошо и долго он спал, и естественная освещенность. Оказывается, ребенку легче просыпаться, если комната залита солнечным светом.
Настроение как привычка
Многие родители слишком серьезно относятся к категоричным заявлениям своих детей. Не учитывая того, что обычно их настроение сиюминутно и переменчиво. Утром ребенок может говорить уверенно или плаксиво, что не хочет идти в школу, а когда приходит в класс, то оказывается, что ему все нравится, интересно и мама зря волновалась.
Если первоклассник чего-нибудь очень не хочет, сердиться на него можно только в исключительных случаях, потому что повторяющиеся изо дня в день перепалки формируют у детей привычку просыпаться хмурыми и машинально искать повод для ссоры с родителями.
И как только вы заметили, что ребенок с чем-то не справляется, нервничает, поскорее переходите от слов к делу. Соберите вместе вечером портфель, приготовьте форму – утром будет меньше поводов для ссор и недоразумений.
Договоритесь, что за стол дочь садится только после того, как умоется и сама застелет кровать. А если успевает сделать все как никогда быстро, то, так уж и быть, десять минут смотрит свой любимый мультик.
Если сын-первоклассник все время опаздывает, надеясь, что останется дома, нет смысла злиться, стыдить и упрекать его – лучше пойти вместе с ним в школу и вежливо извиниться перед учительницей за его опоздание. И тогда на смену сиюминутному настроению ребенка придет стойкая привычка просыпаться и начинать свой день с хорошим настроением.
Когда уходят страхи
А следующая достаточно серьезная проблема, с которой сталкиваются родители, – это настоящий страх ребенка перед школой. Его причиной может стать боязнь расстаться с родителями, неуверенность в соб-
ственных силах, неумение общаться в коллективе, защищать себя. В школе хорошо тем детям, которые легко и охотно адаптируются в коллективе, выдерживают психологические нагрузки, справляются с неудачами и стрессом самостоятельно, а многим, тем более поначалу, грустно, одиноко и страшно. А если учесть, что все это происходит с ребенком подспудно, почти не прорываясь наружу, в большом классе, где идет достаточно напряженная работа, то подчас именно дом – единственное место, где он может открыто, не стесняясь, выразить свои чувства.
Следует помнить, что дети, если они расстроены, сердиты или чего-то очень боятся, не выбирают слов и не умеют сдерживать эмоции. В этот момент ребенка надо просто выслушать и пожалеть, не нагнетая обстановку и не комментируя выбранные им выражения. Как будто вы оказываете ему первую психологическую помощь. И только потом, когда ребенок успокоится, будет способен услышать вас, поговорите с ним серьезно, но без лишней строгости.
Большинство детских страхов, связанных с начальной школой, проходят сами и довольно быстро. Поэтому главное – не усложнять и без того нелегкую жизнь своему первокласснику. Тем более что сделать это так легко: помогайте ребенку привыкать, приспосабливаться, добиваться маленьких успехов каждый день, не повышая голос, не запугивая, не наказывая. И многие проблемы начнут исчезать бесследно уже потому, что взрослые не делали ничего, чтобы их ухудшить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|