Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА

Беседовала Елена ИВАНИЦКАЯ

Послушные, тихие, исполнительные, самокритичные… Хорошие и вроде бы беспроблемные дети. Но нередко за внешней ровностью характера скрывается серьезное эмоциональное неблагополучие. Как его распознать и чем можно помочь такому ребенку?

Школьная тревожность: причины, признаки, последствия

В начале учебного года ребенку особенно важна эмоциональная установка на будущее, считает Эльзира Набиуллина, педагог-психолог средней школы № 3 города Покочи Тюменской области

– Эльзира Рафаэлевна, какие признаки должны насторожить учителей и родителей?

– Повышенное беспокойство в учебных ситуациях, ожидание отрицательной оценки педагогов, постоянная неуверенность в себе – все это признаки школьной тревожности.
Повышенной тревожности более подвержены девочки, чем мальчики. Она чаще диагностируется у отличников и двоечников, нежели у крепких середнячков, которые отличаются большей эмоциональной устойчивостью.
Высокий уровень успеваемости, чрезмерные притязания и неоправданно завышенные родительские требования нередко сопровождаются повышенной тревожностью.
Типична она и для тех учеников, кто испытывает выраженный неуспех в какой-либо учебной деятельности. Например, в начальных классах негативная эмоциональная установка по отношению к школе часто бывает вызвана серьезными трудностями с письмом.
Но и полное отсутствие беспокойства у ребенка – малоприятный сигнал для учителя и школьного психолога. Не тревожатся о своих учебных делах беспечные, инфантильные дети, у которых отсутствует школьная мотивация. Такая бестревожная наивная беззаботность особенно опасна за пределами школы. Ребенок должен знать, что такое осторожность и разумные опасения.
Тревожность имеет выраженную возрастную специфику и связана с ведущей потребностью каждого возраста.
Мы провели исследование в нашей школе и выявили, что высокой тревожностью страдают 22% первоклассников, повышенной – 41%, а пониженной (то есть не менее опасной) – 5%. И только у 32% малышей оказался нормальный уровень тревожности.
Во втором классе после коррекционной работы дети адаптируются: высокая тревожность выявляется уже только у 8%, повышенная – у 33%, нормальная – у 54%, а вот пониженная, как ни странно, все у тех же 5%.

– Что нужно предпринять для снятия тревожности у ребенка?

– Снятие тревожности – это слишком категорично. Куда правильнее говорить о коррекции немотивированных страхов.
В работе над школьной тревожностью выделяются несколько последовательных этапов. Сначала необходимо определить, насколько она высока. В неявных ситуациях помогут рисунки. Например на тему: «Я иду в школу». Девочка-отличница, скрывавшая свои проблемы, нарисовала черную фигуру с лицом, скрытым за черной занавеской.
Обратите внимание: при тревожности у детей всегда есть выраженные мышечные зажимы – напряжены шея, плечи, живот. Это тоже можно заметить на рисунках детей, если дать им простое задание: «Рисуем человека». Обычно там, где мышечные зажимы, рисунок густо-густо заштрихован, карандаш буквально рвет бумагу. Рисунок «Я счастлив, я доволен» тревожным детям не дается. Бедняжка рисует-рисует, а потом говорит: «Нет, не получилось». Если есть основания предполагать у ребенка высокую или повышенную тревожность, пора проводить углубленную индивидуальную диагностику, а также консультации с родителями, чтобы выявить причины, вызывающие тревожность ученика. Их может быть несколько или всего-навсего одна – неблагоприятные отношения с педагогом. К счастью, в моей практике такая причина встречается редко.
Определились с причиной? Начинаем индивидуальную или групповую коррекционно-развивающую работу с детьми. А по ее итогам – новая диагностика.

– Как строится коррекционно-развивающая работа?

– Опираясь на программу снижения психоэмоционального напряжения, разработанную психологом Надеждой Княжевой, я разработала собственную программу.
Программа комплексная. Включает в себя куклотерапию и сказкотерапию, которые особенно эффективны в период адаптации первоклассников к школе, а также занятия на тренажерах, что очень нравится детям, снимает мышечное напряжение. Без элементов психогимнастики тоже не обойтись. Нужно же научить ребенка расслабляться и, наоборот, концентрироваться. Еще сюда входят арт-терапевтические техники – преобразование клякс дорисовыванием, рисование пальчиками, лепка. Занятия проводятся и коллективно, и индивидуально в зависимости от конкретной ситуации.

– Если в классе есть дети с повышенной тревожностью, как учителю лучше выстроить свои отношения с ними?

– Таким детям нужно помочь преодолеть неуверенность в себе, особенно в начале учебного года, чтобы не дать негативную эмоциональную установку на будущее. Тут отлично помогает искренняя, конкретная похвала. Ребенок должен знать, за что его похвалили. А уж за что похвалить даже самого слабого ученика, всегда найдется. Одобрение педагога буквально окрылит ребенка.
Тревожных детей не рекомендуется спрашивать в самом начале или в самом конце урока. Не следует их и подгонять или торопить. Если все же необходимо строго поговорить с каким-то нерадивым учеником, никогда не делайте это в присутствии тревожного ребенка. На него жесткое замечание, пусть и сделанное другому, произведет даже более тяжкое впечатление, чем обращенное к нему самому.

– Что учитель может посоветовать родителям для корректировки тревожного состояния у детей?

– Очень важно не превратить родительское собрание в публичное консультирование. Необходим только индивидуальный подход. Тревожность ребенка, которому упорно не даются какие-то навыки – письмо, чтение вслух или устный счет, вызвана совсем другими причинами и требует иной работы, чем тревожность ребенка, боящегося выполнить контрольную не на «пять» с плюсом, а на «пять» с минусом.
И все же общие рекомендации существуют. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.
Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка – это не конец света.
Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!»
Ведите отсчет от его собственных неудач и достижений.
Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?»
Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка.
Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом.
Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях – это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
Помогите младшекласснику составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.
А еще я рекомендую родителям своих учеников почаще играть с ребенком в «дурацкие» игры. Не компьютерные, не состязательные, не интеллектуальные и не на ловкость или скорость. А в такие, чтобы посмеяться, покричать, посуматошиться, подержаться за руки, обняться. В «жмурки», например. Такие игры снимают мышечные зажимы, что крайне необходимо тревожному ребенку.
Помните, какую замечательную игру придумал для своей семьи Лев Толстой? Все его домочадцы были в восторге от «нумидийской конницы». Выстраивались друг за другом, левую руку положив на плечо стоящего впереди, а правую высоко подняв. И кавалькадой, с криком и смехом – вперед по комнатам, лихо размахивая свободной рукой!

Литература по теме:

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2000.

Солдатова Г., Шайгерова Л., Шарова О. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2001.

Кривцова С. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. М., 2003.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru