Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
У книжной полки
Музей в школе: практикум.
Под общей редакцией
Е.В.Алексеевой.
М.: НП «СТОиК», 2006.
Сборник совсем тоненький: всего восемь статей. И это к лучшему: почти нет пространных общих рассуждений, зато много практических материалов, описаний и обобщений собственного опыта работы в школьных музеях.
В частности, книжка подскажет вам, какие направления можно выбрать для краеведческой работы; какие методы использовать для пополнения экспозиции. Причем авторы прекрасно понимают ограниченность материальных, научных и финансовых возможностей школьного музея.
Те, кто только собирается организовывать музей, найдут подробные советы по ведению музейной документации, составлению текстов для экспозиции (очень подробно и толково, с примерами), проведению экскурсий. А те, кто занимается этим уже давно, наверняка с интересом прочитают, например, об опыте организации «Музея моей бабушки». О нем рассказывается подробно, с описанием экспонатов, и, самое главное, автор проанализировал, какую роль сыграл этот крошечный музейчик в педагогической работе.
В сборнике есть еще несколько примеров того, как работа музея влияет на развитие, воспитание и образование детей.
И это особенно интересно, ведь в словосочетании «школьный музей» главное слово – первое. Заказ книги по адресу vio@npstoik.ru
С.В.Кривцова.
Учитель и проблемы дисциплины.
М.: «Генезис», 2004.
Когда начинаешь бегло пролистывать книжку, то и дело натыкаешься на описание ситуаций, до боли знакомых каждому учителю. Два старше-
классника устроили драку на виду у всей школы; девочка без конца стучит ручкой по парте; один ученик, спокойно закрыв тетрадь, смотрит в окно, пока весь класс выполняет задание; ученица изводит учительницу вызывающими вопросами и замечаниями. Одним словом, тех сцен, сталкиваясь с которыми, хочется… стукнуть кулаком по столу? Немедленно потребовать дневник на стол, его хозяина к директору, а родителей на педсовет? Или просто заплакать от бессилия…
Так вот, ничего этого делать, оказывается, нельзя: ситуация только усугубится. В лучшем случае вы достигнете кратковременного эффекта. И вообще импульсивно реагировать на выходки не стоит. Вместо этого нужно разобраться в причинах, ибо мотивом может быть привлечение внимания, власть, месть, желание избежать неудачи. И только потом выбирать технику экстренного педагогического вмешательства (свою для каждого мотива), разрабатывать стратегию поддержки учеников.
Автор последовательно рассказывает о каждом этапе технологии, рассматривает разные варианты, приводит примеры, предостерегает от типичных ошибок. И если вы будете поступать в соответствии с рекомендациями, то научитесь «быть твердым и одновременно доброжелательным, научите ребенка отвечать за свои поступки, не снижая его внутренней свободы и не умаляя его достоинства».
Для тех, кто хотел бы поработать над своей реакцией на детские выходки, глубже понять принципы педагогического общения, будет интересно почитать описание тренинга в конце книги. Собственно говоря, эта глава предназначена скорее для школьного психолога, который возьмется вести занятия с группой педагогов. В описании каждого из одиннадцати занятий – цели, материалы, упражнения, обсуждение итогов, домашнее задание, рекомендации ведущему.
Вообще книжка производит впечатление не учебника, а практического пособия. В конце ее вы найдете список литературы по проблеме, а после каждой главы – личное задание лично для вас, читателя этой книги.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|