Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Елена КУЦЕНКО

Про программу, требования и правила

Чем больше определенности, тем меньше проблем

Приступая к работе с первоклассниками, приходится постоянно напоминать себе, что ближайшие четыре года все происходящее в классе станет поводом для обсуждений, волнений, а может быть, и ссор в двух-трех десятках семей. Поэтому при первой общей встрече учителю просто необходимо еще раз (первый разговор уже состоялся во время записи ребенка) подробно объяснить особенности школы и класса, специфику программы, свои требования и правила школьной жизни.
Чем тщательнее вы договоритесь «на берегу», тем меньше проблем возникнет потом. Они, разумеется, все равно будут, но по крайней мере у вас появится аргумент в спорах с родителями, которые впадают в панику от того, что «соседская девочка уже буквы пишет, а наш…», или собираются возить с собой ребенка в многочисленные турпоездки в середине года.
Однако это не означает, что первое собрание должно превратиться в оглашение списка диктаторских требований. Как известно, права соседствуют с ответственностью. Пусть родители ощутят себя полноправными хозяевами класса: сами решают, как сделать его уютным, удобным, технически оснащенным. Тогда вам не придется каждый раз тормошить их по поводу новых штор, книжных полок, мытья окон. При этом не стоит ограничивать инициативу родителей только хозяйственными заботами.
Прежде всего вы будете сотрудничать по поводу учебы и развития их детей. Значит, логично спросить каждого взрослого, пришедшего на родительское собрание, о том, чего он ждет от школы, каким хотел бы увидеть своего ребенка к маю, чего больше всего опасается, о каких особенностях ребенка непременно должен знать учитель. Если вы впервые проводите такой опрос, то удивитесь, какие затруднения испытывают родители, формулируя ответы. То есть многие даже не задумываются о своих образовательных запросах, о своей позиции как мамы или папы, о предполагаемых результатах учебы. Вот и надо дать им такую возможность. Не говоря уже о том, что ответы помогут вам предметно говорить об успехах и неудачах каждого ребенка в течение учебного года и особенно в конце. Кстати, чтобы не обсуждать индивидуальное продвижение на собраниях (при всех этого делать нельзя, а беседа по очереди растянется заполночь), лучше договориться о времени, когда любой из членов семьи может подойти и поговорить с учителем с глазу на глаз.
Обычно бывает достаточно получаса в неделю, например, в среду перед первым уроком. Конечно, по средам вам придется чуть раньше вставать, зато проблемы будут решаться по мере возникновения, а не скапливаться до следующего собрания, непонимания и недоразумений станет гораздо меньше.
Первый класс – наверное, самый важный, и на первом собрании хорошо было бы поговорить о кризисе семи лет, рассказать о способах оценивания, договориться о формах демонстрации работ каждого ученика. Да мало ли о чем необходимо договориться, но… не стоит перегружать родителей. Они сейчас думают лишь о первых днях ребенка в школе, а важность некоторых проблем просто не могут оценить. Значит, сейчас главное – успокоить их и создать атмосферу доверия и сотрудничества, коротко поговорить о самом главном. И всем своим видом, тоном, словами демонстрировать свою готовность обсуждать любую возникающую проблему.
А более информативное и деловое собрание можно провести и в середине первой четверти.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru