Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ

Алла ФОМИНОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
Нижегородского государственного университета

Четыре заботы учителя

Их может облегчить школьная психологическая служба

Важнейший момент в работе психолога – взаимодействие с учителями. И это взаимодействие сложится успешно только если  психолог не будет занимать позицию «всевидящего и всезнающего ока», то есть позицию отстраненного эксперта;  педагог не будет видеть в психологе конкурента в задушевном общении с детьми. Учитель, обращающийся к психологу, прежде всего заботится о выполнении своей профессиональной деятельности.
Из чего же складывается эта забота?

Забота о себе
Конечно, было бы оптимально рекомендовать учителям, воспитателям посещать психотерапевта, чтобы проработать свои отрицательные эмоции, проблемные ситуации и не переносить их на детей. Однако пока это предложение – из области фантастики. Зато вполне реально обратиться к школьному психологу: пусть не по всем, но хотя бы по некоторым личным вопросам. Кроме личной беседы психолог может предложить учителю специальную литературу, которая позволит самостоятельно проанализировать сложные жизненные ситуации, найти наиболее оптимальные способы снятия эмоционального напряжения в период работы. Помните: состояние учителя, его переживания непосредственно отражаются на учениках. Поэтому важно по возможности прорабатывать свои проблемы со специалистом.

Забота об успеваемости учеников
Причины плохой успеваемости могут быть самые разные: от психофизиологических (слабая нервная система, нарушение зрительного восприятия текста и т. д.) до ценностно-смысловых (отсут-
ствие учебной мотивации) и заниженной самооценки («все равно ничего не получится!»). Психолог в сотрудничестве с учителем может выявить основную причину трудностей ребенка в обучении и провести коррекционную работу. Может, выступив в роли координатора, направить ребенка к другому специалисту: логопеду, психоневрологу, семейному психотерапевту.
Помните: вопросы к психологу должны быть сформулированы максимально конкретно, относительно каждого ребенка в отдельности, с предоставлением информации о его проблемах в обучении (плохо считает, не запоминает даты, допускает много пропусков букв, не дописывает слова, не отвечает с места).

Забота о поведении детей
Поведение человека – это отражение его восприятия и понимания ситуации, а также переживаний по поводу нее. Поведение всегда вторично по отношению к мыслям и чувствам, поэтому мы не можем непосредственно воздействовать на поведение ребенка («не шуми», «не дерись», «не ругайся»). Важно понять, как ребенок воспринимает ситуацию, что он чувствует, и помочь ему в переосмыслении трудных для него школьных и жизненных проблем.
Помните: для психолога точная информация о поведенческих реакциях ребенка в разных ситуациях (на перемене, на разных уроках, на контрольной) очень важна. Для получения информации есть разные способы: от простой беседы двух взрослых заинтересованных людей до использования специальных карт наблюдения, которые заполняет учитель, а анализирует психолог.

Забота о взаимодействии в детском коллективе
Внимание учителя чаще всего привлекают лидеры и дети, с которыми никто не общается (отверженные). Проблемы возникают, когда лидеры класса сами нарушают правила или когда изоляция школьника от группы сказывается на его состоянии, обучении, поведении (вплоть до суицида).
Помните: психолог, изучая динамику происходящих в группе изменений, может предложить оптимальные методы работы – диспуты на конкретные темы, деловые и ролевые игры, тренинги, оригинальные развлекательные мероприятия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru