Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ

Олег КАЛИНА, психолог-консультант
Татьяна ПАНКОВА, школьный психолог

Нужен ли психолог в школе? «Конечно», – скажет любой директор или учитель. А вот зачем он нужен, объяснят далеко не всегда. Чаще всего от психолога ожидают маленького педагогического чуда: чтобы все детские проблемы – от учебы до поведения – решались, а взаимоотношения в коллективе налаживались. Но, увы, психолог не волшебник, а специалист с совершенно определенным кругом компетенций. И педагогу будет гораздо легче выстраивать совместную работу с психологом, зная спектр его реальных возможностей.

Психолог приходит в школу и...

отношения с коллективом не складываются. Почему?

Психология житейская и научная
Должность школьного психолога относительно новая. Одно дело, когда ее занимает человек, проработавший в школе много лет. И совсем другое – когда молодой специалист. Поскольку отношение к психологии в нашей стране, мягко говоря, настороженное, его ожидает масса трудностей в школе. Изначально вокруг него может сложиться атмосфера недоверия, отчуждения.
Учителя обычно думают примерно так: «Да куда ей, молодой, нас учить? Пусть сначала жизненного опыта наберется». Конечно, опыт значит многое, но не все.
Случается и так, что под видом науки психолог преподносит собственные установки. Существует так называемая житейская психология, основанная на наблюдениях, распространенных убеждениях, личном опыте пережитого. Однако школьный психолог – профессионал, и то, что он советует, основано на научных представлениях об основных закономерностях психического развития ребенка.

Психолог и учитель
Порой учителя ожидают от психолога механического наведения порядка в классе и забывают, что психолог – не воспитатель. Он не делит детей на хороших и плохих, а принимает ребенка таким, каков он есть, понимая, что за плохим поведением скрыты психологические причины.
Школьный психолог, начиная работать в школе, полагает, что очевидное для него точно так же будет очевидно и учителям, и родителям. Однако учителя зачастую весьма своеобразно понимают некоторые психологические категории. Например, определение уровня интеллекта у детей. Психолог знает: IQ показывает не то, что этот ребенок «умный или дурак», а лишь его потенциал, который в данный момент и при данных обстоятельствах он смог продемонстрировать. При этом известны случаи, когда учитель сообщал родителям, что у их ребенка низкий интеллект, и обеспокоенные, рассерженные родители кидались к психологу за разъяснениями.
Психолог обязан сохранять полную конфиденциальность информации об учениках. Давать учителям только общие рекомендации. Помогать им понять, в чем могут быть возможные причины трудностей детей.

Директор – гарант значимости
Особенно важной для повышения значимости школьного психолога становится позиция директора школы. Если он понимает, как важна в школе нормальная психологическая атмосфера, то будет всячески поддерживать работу психолога, давать ему полномочия, доверять в конфликтных ситуациях с учителями, а порой и с родителями. Если же директор лишь терпит психолога как обязательного по штату сотрудника, то психологу не позавидуешь.

Между родителем и учителем
Типичная ситуация, когда в классе двое-трое «трудных» мешают учителю вести урок, а ученикам – учиться.
Этим детям нужна серьезная психотерапевтическая помощь, но не потому, что они плохие или больные, а потому, что так сложилась их судьба на текущий момент.
Чтобы ребенок получил коррекционную помощь от психолога, родители ребенка должны дать на это свое согласие. Но они могут считать, что у ребенка нет психологических проблем, что это вина учителей: «не нашли подход». Учитель тоже может думать, что ребенку не требуется помощь психолога, он просто избалован, плохо воспитан, и поэтому с ним надо быть построже. Но даже если родители и привели ребенка на консультацию к психологу, они хотят, чтобы он оказал помощь немедленно (за один прием), не касаясь семейной ситуации. А ведь проблемы ребенка – только часть общей семейной проблемы.
И вот в сознании людей психолог снова оказывается этаким шарлатаном: дети ведут себя, как и раньше, выходит, никакого смысла в посещении психолога не было?!

Доверие детей
Когда психолог появляется в школе, ему очень важно завоевать доверие детей. Обычно для молодого психолога это относительно несложная задача. Сначала дети относятся настороженно к новому взрослому, да еще с такой странной профессией: вдруг выведает про них что-то плохое и пойдет всем рассказывать, родителей вызовет. Дети путают психолога с психиатром (по тесту проверит – узнает, кто сумасшедший псих, кого в больницу сдать), а иногда даже с экстрасенсом или гадалкой (взглядом просветит, тайные мысли узнает, загипнотизирует, что-нибудь внушит). Но дети есть дети, любопытство и доброжелательность у них сильнее подозрительности и враждебности. И вскоре те, кто за спиной идущего по школе психолога шептались, сами подходят, чтобы разобраться, что это за птица такая – психолог. И тут уж все зависит от самого психолога – сможет ли он быть на стороне ребенка, уважать его личность, использовать информацию так, чтобы не причинить вреда.

Один в школе не воин
Часто в школе складывается ситуация, при которой психолог оказывается на периферии учебного процесса. Он ведет какую-то свою работу, проводит диагностику, консультирует детей, родителей, кому-то даже помогает, пишет отчеты. Но… психолог отдельно, учителя и администрация – тоже. Нет единой команды, которая обеспечивала бы необходимое окружение ребенку. Психолог чувствует себя аутсайдером, непонятым художником. И в конце концов прекращает попытки быть принятым, сворачивает свою деятельность, чтобы как можно меньше контактировать с учителями и администрацией, либо вообще уходит из школы.
Очень важно, чтобы психолог сам себе ответил утвердительно на вопрос: нужен ли он в школе?
Возможно, понадобится время, чтобы школа окончательно приняла или отвергла психолога. А то, что происходит сейчас между учителями и психологом, по-человечески можно понять: тот, кто указывает на скрытые причины проблем, обычно вызывает раздражение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru