Вторая тетрадь
школьное дело
|
ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Задание на учебный год
В ожидании сентября любой учитель неизбежно
(добровольно или по требованию администрации)
решает, над чем он будет работать в этом году,
какие цели поставит перед собой и своими
учениками. Иначе как впоследствии оценить
качество собственной работы, как понять, какие
требования мы можем предъявить детям на
экзамене?
Итак, делим листочек пополам. В первом столбике
– цели, во втором – предполагаемые результаты. В
каждом столбце стоит выделить отдельные рубрики:
методика, педагогика, предмет… Посмотрите,
пересеклись ли ваши цели с результатами.
Помните, цель – это те изменения, приращения, к
которым мы стремимся, а вовсе не раздел
программы. И наши цели должны быть значимы и
понятны всем участникам образовательного
процесса: детям, родителям, коллегам.
Как сформулировать свои цели и результаты?
1. Каждая цель (и каждый результат) должна быть
выражена одним глаголом действия. Если вам
хочется написать два глагола (различать тексты
разных типов и уметь их писать самому), значит, у
вас есть две цели (два результата).
2. Избегайте глаголов типа знать, понимать,
размышлять… Это не глаголы действия. Замените
эти слова на более конкретные: описывать, решать,
показывать…
3. Определите ситуацию, когда должен проявиться
ожидаемый эффект (предположительно на каком
материале, в какой период времени).
4. Определите критерий, по которому можно судить о
достижении цели. Этот критерий впоследствии
станет основой для ваших оценок, справедливость
которых для учеников будет гораздо очевиднее.
5. Распределите цели по степени значимости и
возможности достижения в этом учебном году.
Всякая глобальная цель, стремиться к которой
можно всю жизнь, дробится на конкретные
сиюминутные задачи, различные по степени
сложности и важности.
Взгляд со стороны
Поговорите с коллегами, спросите их, какие цели
они ставят перед собой. Возможно, вы столкнетесь
с оригинальным подходом, нестандартным взглядом
на вещи. Или просто сравните свои представления о
педагогической деятельности с чужими. В конце
концов, вы работаете в одном коллективе, с одними
и теми же детьми.
Обязательно выясните у ребят, чему они хотят
научиться в этом году, что их радовало, с какими
проблемами они сталкивались на ваших уроках в
прошлом, чтобы понять, как соотносятся ваши цели
с намерениями учеников.
В конце концов сформулируйте три ответа на три
ключевых вопроса: что я буду делать? зачем? как?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|