Вторая тетрадь
школьное дело
|
Надежда БОЛСУНОВСКАЯ,
гимназия №13
Красноярск
Еще несколько дней – и посыплются рапорты
об обновлении школы: открыто, оборудовано, закуплено, сдано под ключ. Отдельной строкой пойдет сводка
по молодым специалистам.
Один из приоритетов нацпроекта – привлечение в школу молодых. Для них создается благоприятный режим,
им доплаты и выплаты, а вот учителей пенсионного
и предпенсионного возраста потихоньку сокращают.
Если не сокращают, то подвергают дискриминации
по возрастному признаку: пишите заявление на неполную ставку, берите слабые классы, переходите на замену, соглашайтесь вести кружки без оплаты…Разговоры о том, что после таких действий школа окончательно развалится, ведутся на стороне – пристрастные и тоскливые:
«Разве они смогут работать так, как мы?»
Но в самом ли деле молодой учитель предпочтительнее опытного? Чем таким особенным он владеет, чтобы уступать ему дорогу? И может ли школа не участвовать
в навязываемом ей противостоянии поколений?
Мы задали эти вопросы учителю-психологу с трехлетним стажем работы.
«Мой главный враг – возраст...»
Почему эту фразу все чаще можно услышать от молодого учителя
«Эта молоденькая? Что она может?»
Так нас встречают все: и коллеги, и родители, и дети. В руки молодого специалиста отдавать ребенка нежелательно, хотя молодой учитель молодому учителю рознь. В нашей школе молодые специалисты ведут информатику, ритмику, музыку, физкультуру, природоведение – не основные предметы. Потому что родители в первую очередь интересуются педагогической квалификацией педагога, который будет учить и воспитывать их ребенка. Известный, опытный – желанный. В то время как умение видеть детей, быть с ними в контакте, держать класс – это свойства личности человека, а не результат практики. Часто, очень часто мне в голову приходит мысль: «Мой главный враг – возраст». Свежим взглядом видишь, как что-то делается не так, знаешь, понимаешь, как надо, и донести идею можешь, но к тебе не прислушиваются: ты ведь еще никто! Неумелый, маленький – таков стереотип молодого специалиста. Учат даже дети: «Прикрикните на нас, нам непривычно, что вы спокойным голосом говорите». А ведь молодых любят, учителя-друга ценят.
«И где же ваши
инновационные идеи?»
Эту фразу часто приходится слышать от старших коллег. Они уверены, что теперь всему-всему учат в вузах. Я и вправду была образцовой студенткой, но, придя в школу, оказалась в положении как бы пловца, брошенного в открытое море, которого как раз плаванию и не учили. Детям нужна реальная помощь, а нет даже знаний о том, как распознать проблему. Учителя говорят: «Ну, племя молодое, где ваше новое мышление, где знание новых технологий, подходы новые? Рассказывайте!» Но поделиться со старшими коллегами я могла не тем, чему меня учили в вузе, а тем, что нашла сама: опытом, приобретенным на курсах Федерации интернет-образования, навыками, наработанными во время участия в молодежных проектах и конкурсах «Красноярского молодежного форума», и той информацией, которую самостоятельно нашла в Интернете. Никто не передавал мне уже готовое «новое мышление», не формировал «проектные и управленческие навыки» – все это результат самообразования. И я предлагаю учителям пакет новых диагностических методик, идеологию школьной психологической службы… Тем не менее, когда в той школе, где я начинала работать, узнали, что я выиграла грант под свой проект 20 тысяч рублей, вокруг меня выросла стена отчуждения: «Как это так, ты еще должна учиться у нас, а ты вон куда лезешь! Нескромно это».
Партнерство не на словах
Среди моих сверстников людей, рассчитывающих на то, что кто-то будет решать их проблемы, нет. Ни организации, ни государство, ни руководители, ни родители им ничего не должны. Ты сам строишь свою жизнь. И если у тебя есть идеи, ценные для других, имей волю к их претворению. Пусть ситуация в школе не везде и не всегда благоприятствует развитию молодого специалиста – ведь каким бы инноватором ты ни слыл, ни высшую категорию, ни президентскую премию не получишь: стажа нет, и дата рождения подкачала. Однако сегодня так много возможностей для развития вне школы, вне города или региона! Грантов и проектов столько, что затрудняешься выбрать. А сколько приглашений на стажировки в нашей стране и за рубежом!
В школе, где я сейчас работаю, получение учителями грантов – естественное состояние. И тут нет возрастного ценза: выигрывают активные, ищущие педагоги. Разработки наших опытных учителей с кафедры естественных наук – тренажеры, тесты, ИКТ-поддержка учебников – получают высокую экспертную оценку и распространяются по всему краю. А на педагогических интернет-форумах, где в общении снимаются многие вопросы, мнение зрелых педагогов помогает глубже понять ту или иную педагогическую ситуацию.
Обычная игра
Кроме работы, в школе веду мастер-классы по оргдеятельности школьного психолога, читаю лекции об использовании ИКТ в работе психолога. Меня слушают учителя, которые по возрасту мне в матери годятся. Не стесняются спрашивать, записывают – все внешне нормально, на мой авторитет работает статус лектора. Но вот с группой психологов мы едем в поезде, я самая младшая. Мы затеваем игру, ведущий раздает роли. Кому-то роль просителя, кому-то начальника, а мне достается роль «подчиняйся мне». По правилам, к каждому следует относиться, исходя из его роли. Но в какой-то момент игра сломалась: ни у кого из играющих не возникало внутреннего состояния, позволяющего естественным образом подчиняться мне, молоденькой девчонке. «Она еще мала для этой роли», – обратились они к ведущему. А мне-то казалось, что за три года работы в школе я успела заслужить авторитет, право общения на равных и даже то, чтобы ко мне прислушивались во время принятия решений.
…Многое, очень многое в школьной жизни затемнено для самих ее участников, но момент появления в школе молодого новичка может кое-что высветить.
Идти туда, не знаю куда?
Вижу, как школа содрогается от ново-
введений. Миссией образования объявлено развитие ребенка, а вся система экспериментов – ЕГЭ, информатизация, предшкола – лишает педагога мотивации к выполнению именной этой миссии. Но все молчат, как будто так и надо. Девятиклассник говорит мне по поводу профилей: «Нас гробят!» Он вынужденно идет на специализацию, которая его тяготит, потому что для открытия нужного профиля не набралось необходимого количества детей. И это не частный случай. Кому-нибудь понятно, почему такая ситуация называется учетом склонностей? Так не должно быть, но все пожимают плечами. Еще пример: ну не может школа, в которой 150 старшеклассников, состыковать в расписании такое количество индивидуальных планов. Однако и по индивидуальным планам она отчитывается.
Кажется, к нонсенсам в школе давно привыкли. Молодым педагогам они бросаются в глаза, появляется огромное желание действовать. Не выполнять бездумные решения, а вносить свой вклад в развитие системы образования России.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|