Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело
Записала Ольга ФРОЛОВА

Сколько баллов в пятерке?

Оказывается, качество знаний еще не гарантия высшей оценки на ЕГЭ

Близится новый учебный год, а волны от потрясений старого все не расходятся. Покоя не дают результаты ЕГЭ. Как учителю работать дальше, если его представления о хорошем ученике и прочных знаниях приходят в противоречие с результатом государственной проверки знаний? По привычке мы не сомневаемся в системе контроля (она же объективная!), виним людей, работающих на приемных пунктах: они жульничают, попустительствуют взяточникам, фальсифицируют результаты – слухов не счесть. Позиция хоть и удобная, но неверная.

На днях в редакцию зашли учителя из Пензенской области. Просят, чтобы мы разъяснили им странный факт: их выпускники, всегда учившиеся на «отлично» и получившие на ЕГЭ пятерку, не выдержали конкурса сертификатов в московские вузы. У них максимальный балл 70, а у конкурентов – 90 и 100. «Как же так, – недоумевают учителя, – 56 первичных баллов из 60 возможных дают только 72 тестовых балла из ста? Кто же получает 90 и 100?» Чувствуя несправедливость, они уже обращались в местные органы управления образованием. Ответ, который они услышали, встревожил их еще больше: «А зачем они в Москву поехали? Для поступления в вузы Поволжья им вполне хватило бы и этих баллов!» И учителя подумали: может быть, в каждом регионе назначается своя разбалловка? Разве такое возможно?
Мы позвонили в школьный отдел министерства образования и науки Пензенской области, и начальник отдела Ирина Барыкина нам ответила: «Вас неверно проинформировали: разбалловка приходит к нам из центра, никаких новых инструкций мы не создаем. Неправда, что получить максимальные баллы невозможно: есть у нас в области и одна стобалльница!»
Только одна? Пришел черед удивляться нам.
На официальном сайте Рособразования www.ege.edu.ru/ читаем: «Даже выпускники самых сильных профильных школ не получают высшего балла 100 по соответствующим предметным КИМам ЕГЭ. Дифференцирующей силы тестов не хватает для надежного различения достижений на высоком полюсе шкалы». Согласно приведенной статистике школьные отличники как раз и набирают по результатам ЕГЭ лишь 60 – 80 тестовых баллов. Но столько же набирают и некоторые троечники!
В Московском центре тестирования нам объяснили: секретный алгоритм статистической обработки первичных баллов и их перевода в тестовый не разглашается. Но известно, что его применение приводит к тому, что объективно оцениваются только тесты средней части шкалы, то есть только троечники получают абсолютно объективную оценку. Двоечники, соответственно, завышенную, отличники – заниженную. Более того, набравшие равное количество первичных баллов одинаковый тестовый балл не получают, и возможно, что меньшей сумме первичных баллов соответствует больший тестовый балл! Потому что первичные баллы за одни задания имеют больший удельный вес, а за другие – меньший. Больший – за те задания, в которых по статистическим прогнозам ошибутся большинство участников. Меньший – за те, которые выполняют все.
Так-то, уважаемые учителя! Если вы озабочены только качеством преподавания своего предмета, вряд ли ваши умники и умницы получат высокий тестовый балл на ЕГЭ. И это несмотря на публичные заявления разработчиков о том, что никакой специальной подготовки к ЕГЭ не требуется.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru