Первая тетрадь
политика образования
|
РЕПОРТАЖ
Первого сентября школьники и учителя окажутся
в центре внимания. На них будут смотреть
родители, приедут поздравить чиновники, станут
снимать журналисты. Наверное, этот день –
единственный, когда все педагоги и ученики
собираются вместе. Потом они разойдутся по
классам.
Но первое сентября – день, в котором, кажется,
собрана вся суть школы – и с ее нарочитой
парадностью, и с переживаниями, и с предвкушением
успехов. И этот день делится равно на всех.
Но это только кажется. Есть дети, школьники, для
которых «первое сентября» – просто
словосочетание, просто день в ряду прочих. Школа
этих детей не принимает. Не потому, что они не
могут учиться. Чаще всего просто нет возможности.
Это «надомники» – дети-инвалиды, которые учатся
дома,
с приходящими учителями. Именно их первое
сентября решили изменить в московской
общеобразовательной школе № 1961. Правда, сделать
это оказалось не так просто.
Инклюзивное образование: бутовский вариант
Начиная этот проект, в школе №1961
считали, что самое сложное – научить обычных
детей и детей-инвалидов нормально существовать
вместе. Но оказалось, что главные трудности лежат
совсем в другой плоскости
В прошлом году в Южном Бутове, в школе №1961,
начался эксперимент: совместное обучение
детей-инвалидов (к школе их «прикреплено» 25) и
здоровых детей. Наша газета уже писала об этом в
материале «Школа без барьеров» (№ 56 от 3 сентября
2005 года).
Тогда директор школы Александр Киося и
сотрудники организации «Перспектива» (кстати,
большинство из них – инвалиды) решили
попробовать перевести детей-инвалидов с
надомного обучения на совместное. Привести в
классы ребят-колясочников и ребят с синдромом
ДЦП.
К тому моменту Киося уже уговорил родителей,
умудрился построить спецподъемник для
колясочников и специально перестроить туалет,
чтобы им было удобно пользоваться всем детям.
А ребята первого сентября не пришли… Родители не
рискнули привести их на линейку, опасаясь, что в
праздничной суматохе будет не до них. И оказались
правы. Даже взрослые сотрудники «Перспективы»
только с посторонней помощью смогли заехать в
школьный двор – мешал и высокий бордюр и
ступеньки у забора. Ключи от автомобильных ворот
куда-то затерялись, к тому же – неужели придется
каждый раз ворота открывать, когда ребенок в
школу приедет? Разве это его не выделяет, не
показывает, что он особенный? А ведь задача
совместного, инклюзивного образования как раз в
обратном: помочь детям учиться вместе, несмотря
на различия друг друга.
Впрочем, если бы дети и заехали во двор
беспрепятственно, едва ли они смогли бы
продвинуться дальше первого этажа –
въездного пандуса в школу не было, а дорогущий
подъемник с электронным управлением еще не
работал.
Тогда эти накладки не смутили Александра Киосю,
он надеялся, что вот-вот, с середины сентября или,
самое позднее, с начала октября, ребята начнут
учиться вместе. И он со ступеньками на улицу
что-нибудь придумает, и въездной пандус сделает,
и с подъемником все наладится.
Пандус – это вопрос скользкий
Спустя год при входе в школьный двор взгляд
по-прежнему спотыкается о высокий бордюр.
– А что я могу сделать? – разводит руками
Александр Киося. – Пандус – это вопрос
скользкий. Это городская территория. У себя во
дворе я волен делать что хочу, но если там
самовольно залью пандус, то мигом приедет АТИ –
административно-техническая инспекция – и
составит акт о моем правонарушении. Будет дикий
скандал. А найти человека, который решает этот
вопрос, я не могу. Я по этому поводу к Бунимовичу
обращался.
Однако даже в приемной председателя Комиссии по
образованию Мосгордумы Киосе не смогли сказать,
кто же отвечает за заливку пандусов возле его
школы.
– Да что там говорить, – сокрушается Александр
Николаевич, – я даже «лежачего полицейского»
возле школы положить не могу. Куда ни тыкался – и
в Главном управлении ГАИ, и в окружном – везде
говорят, что это не их прерогатива. А чья?
Инклюзивная царь-пушка
Не лучше дела обстояли и с подъемником.
Специалисты замечательной фирмы «Югстрой»
построили хороший, надежный подъемник для
ребят-колясочников. Теперь не важно, что биология
на первом, а литература на третьем – ведь за
считанные минуты ученик сможет подняться на
нужный этаж. Только сдать в эксплуатацию
подъемник специалисты замечательной фирмы
«Югстрой» забыли. Просто не написали нужной
бумаги в Ростехнадзор.
А дальше начинает действовать неумолимая
бюрократическая логика: подъемник в
эксплуатацию не сдан, значит, использовать его
нельзя. Более того, его нет на балансе школы. А раз
нет на балансе, то школе не положена ставка
специалиста по обслуживанию.
Так что теперь Александр Николаевич сидит у себя
в кабинете и не знает, кому звонить, чтобы
заставить стрелять эту бесполезную «царь-пушку».
А ребята, в свою очередь, сидят по домам, ожидая
учителей. Всё как раньше. Только теперь с
подъемником.
Учить на ощупь
Впрочем, перемены к лучшему, конечно, есть. Весь
год перспективцы ходили в школу, проводили
открытые уроки, в школу приезжала посол доброй
воли ЮНИСЕФ Джессика Ланг, проходила
фотовыставка «Мир глазами ребенка». Словом,
теперь никому из школьников и в голову не придет
как-то обидеть ребенка-инвалида. Но в школе тот
вряд ли появится.
– Когда стоит хорошая погода, ребята приходят. Мы
их по старинке заносим на руках на первый этаж, –
рассказывает Александр Киося. – И они сидят на
первом этаже на тех уроках, которые там проходят.
Но постоянно так и не учились – возможности
по-прежнему нет.
Зато за год Киося добился статуса
экспериментальной площадки по развитию
инклюзивного образования. Теперь есть надежда,
что дадут дополнительные ставки.
– Нужны логопед, педагог допобразования,
психолог, педагог сопровождения, – загибает
он пальцы. – Ведь за детьми надо приглядывать. Ту
же ручку подать, если уронил ребенок. В Америке и
в Армении, где есть такие школы, специальный
преподаватель весь день следит за группой ребят.
Но пока никого из этих преподавателей нет. И все
учителя-предметники, когда приходит их черед
учить надомника, вооружаются заданиями и идут с
утра пораньше на приватный урок. Впрочем, сами
учительницы уверены – особой разницы между
обучением таких детей и здоровых нет. Главное,
чтобы был сохранен интеллект. По их мнению,
ребята спокойно могут учиться наравне со всеми.
– Нужно просто диктовать медленнее, и все, –
говорит Татьяна Гурова, учительница биологии. –
Самая большая проблема в том, что все приходится
делать на ощупь. Ни один медик нам не сказал,
какой режим нужен для этих детей, какие
особенности у того или иного ребенка – ведь один
слабослышащий, у другого аутизм. С ними нужно
абсолютно по-разному работать. А нам отвечали –
это врачебная тайна.
Охранять врачебную тайну даже в ущерб самому
ребенку? Это очень похоже на логику нашего
государства. Система работы с инвалидами в СССР
строилась на их полной изоляции от общества.
Исходя из этой логики, строились интернаты,
принимались законы, вырабатывались мораль и
повседневная практика обращения с такими детьми.
Эта логика досталась нам в наследство. Например,
ни в одном законодательном акте – ни
федеральном, ни региональном – не прописаны
особенности обучения ребенка-инвалида в обычной
школе. В коррекционной – да, в специнтернате –
пожалуйста. Программа благоустройства Южного
Бутова предусматривает оснащение пандусами
жилых подъездов и спецшкол, но там нет ни строчки
о школах обычных! Просто никому и в голову не
пришло, что инвалид на коляске захочет прийти в
общеобразовательную школу и просто пообщаться
со сверстниками.
Поддержка – только до 18 лет?
Тем не менее дети-инвалиды до школы добираются.
Например, Полина Рогова не сидит дома, а ходит на
все уроки и за три года, с момента поступления из
зарайской спецшколы, сделала огромный шаг
вперед.
Полина Рогова – это надежда Александра Киоси.
– Чего она добилась? – пожимает плечами Киося. –
У нее беглая речь появилась. Она же почти не
говорила, ее никто не понимал. Полина от логопеда
просто не выходила.
Впрочем, когда ее спрашиваешь, она честно
отвечает – в спецшколе было лучше. Потому что там
у нее были друзья.
– С детьми нужно работать, – убежденно говорит
Александр Николаевич. – Со здоровыми. Здесь не
может быть одностороннего движения.
Школа №1961 – модель нашего общества. Есть
проблема, есть желание отдельных людей ее решить,
но нет законов и само общество не готово ею
заниматься.
Полине очень пригодился бы компьютер. После
девятого класса она решила поступать в колледж,
учиться на оператора ПК, и компьютер был бы очень
кстати. Кроме того, она смогла бы найти себе
друзей – ведь в Сети не видно, что ты заикаешься
или плохо ходишь.
Одна проблема – по городской программе
оснащения инвалидов оргтехникой компьютер
положен детям до восемнадцати лет. Но на момент
принятия программы Полине как раз исполнилось
восемнадцать, и она, по логике чиновников, в
компьютере нуждаться перестала.
Вообще восемнадцать лет – это час «икс», после
которого ребенок официально перестает
существовать для государства. И все программы
поддержки сворачиваются.
Артем Багиев, ученик бутовской школы, в этом году
перешел в десятый. Он колясочник, и ему уже
восемнадцать.
– Если приедет проверка и поднимет личные дела
учащихся, то сразу спросит: на каком основании
он до сих пор в школе? – говорит Киося. – И я
ничего не смогу ответить.
Единственная лазейка, на которую надеялся
директор бутовской школы, – это строка Закона
«Об образовании» в редакции 2002 года. Там
говорилось, что «по медицинским показателям
допускается обучать до 21 года». Но…
– Это касается только спецшкол, – разводит
руками Киося. – Я разговаривал с Бунимовичем, он
ничего не может поделать.
Перед проблемой спасовал и депутат Госдумы
Груздев – нерешаемо, говорит, надо принимать
закон или становиться экспериментальной
площадкой, только тогда могут выделить деньги и
разрешить продолжать обучение.
Настя
Насте Нестеровой четырнадцать лет. У нее ДЦП.
Половину ее комнаты занимают тренажеры, другую –
стол, где лежит ноутбук. Насте его успели выдать.
Она даже сможет закончить школу, пока ей не
исполнилось восемнадцать. Настя всю жизнь учится
надомно и в школу, честно говоря, не стремится.
– Нет, я туда не хочу, мне там некомфортно, –
отвечает она. – Я дома привыкла заниматься.
Она вообще старается вести себя по-взрослому.
Если не глядеть на неуверенные движения рук и
забыть про легкие запинки в речи, можно подумать,
что это работник соцзащиты или учитель.
Настоящая жизнь Насти – в интернете и в десятке
тоненьких тетрадей, исписанных непослушным
почерком. Она пишет, и пишет давно. Стихи, прозу,
заметки. В интернете на одном из блогов у нее
дневник. Другая, совсем другая – яркая жизнь. Там
живут ее стихи и мысли. Там она может оказаться на
другом конце земного шара за два щелчка мыши.
Дома – комната, родители, тренажеры... А из окна
открывается вид на песочницу, рядом с которой
курит дед в инвалидной коляске.
«За 14 с лишним лет со мной случилось много
хорошего и плохого.
Было много испытаний в жизни, перед некоторыми из
них у меня опускались руки, некоторые я легко
преодолевала... Самое большое испытание, которое
я так и не смогла преодолеть, – это то, что меня
никто никогда не воспринимал всерьез
(исключением были только мои подруги, которых у
меня очень мало и вижусь я с ними очень редко).
Но я пытаюсь вспомнить, что было и есть хорошего в
моей жизни. Например: я романтик. Это, по-моему,
замечательное качество, я люблю мечтать, писать
стихи, немного пофилософствовать (как сейчас)...
Кроме того, у меня есть друзья, пусть их мало, но
они самые-самые. Для них я самый лучший человек,
они всегда готовы меня поддержать...»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|