Первая тетрадь
политика образования
|
ПРЕДМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Новый порядок старыми средствами
О чем свидетельствует нежелание детей носить форму
Когда отказывались от школьной формы, мало кто учитывал, что ее можно использовать как организующий элемент. А произошло отторжение – школьная форма была знаком закрепощения, потери свободы, устаревших представлений о школьных порядках. Она не давала молодым людям возможности распрямиться во весь рост, была показателем подчиненности, необъяснимым и потому дурацким требованием школы по отношению к ученикам. Отказ от нее был самым простым доказательством глобальных подвижек во взаимоотношениях «свободных» учеников и «измененной» школы. Вот он, первый шаг к пониманию чаяний детской души!
А после формы стали отменять все подряд: планы уроков, обязательные проверки, государственные программы, одинаковые учебники, одинаковые требования к знаниям учащихся, одинаковые требования к умениям и навыкам. Этот список каждый может продолжить по своему желанию.
Получилась не то чтобы анархия, но некоторая бесконтрольность у всех и у каждого в отдельности. Все стало бесформенным. Но не может такой традиционный институт, как школа, долго существовать в броуновском движении. Нужен в ней тот самый организующий элемент. И куда же кинулись в первую очередь? Обратно – к введению школьной формы.
Но так просто в этот трамвай нашего внутришкольного желания уже не запрыгнешь. Дети осознали свои права. И отдавать их не хотят. Им все равно, что по этому поводу думают взрослые. Они не хотят терять ту степень свободы, которая им по зубам. Завоевывать другие тяжело и хлопотно. А это несложно и требует малых и всем доступных затрат.
Сегодня стали подрастать те самые дети, которые никогда не знали, что это такое – связывать себя условностями корпоративной одежды. И столкнулось два представления о разумных требованиях. Мнение взрослых (включая родителей, заставших еще то самое время) и мнение освобожденных от ряда условностей детей, которым в очередной раз ничего не удосужились объяснить.
Одеться в цвета любимой команды, водрузить на себя атрибуты рокеров, байкеров, панков и других разнообразных течений – все это воспринимается подростками не как ограничение лич-
ностной свободы, а как доказательства своей исключительности и избранности.
А вот принадлежность к огромному отряду учеников школ вызывает у абсолютного большинства яростное отторжение. Это, к сожалению, говорит о глобальной непопулярности школы как общественного института, принадлежность к которому очень не хочется демон-
стрировать. Разве студенты Российской Империи пытались скрывать свою принадлежность к студенческому братству? Гимназисты дрались с учащимися реальных училищ, защищая свои кокарды и тужурки. Какой же путь должна была пройти наша школа, что в ее одежды не хотят рядиться ее основные представители! (Справедливости ради нужно напомнить, что форму в дореволюционной России носили и дети, и учителя.)
И что же наша школа решила предпринять в начале XXI века, на какие новые высоты подняться для укрепления своей значимости и утверждения нового имиджа? Она в очередной раз решила завоевывать авторитет введением корпоративной одежды. Нет ничего лучше, чем вспомнить старое, но недостаточно забытое в силу малого количества лет и большого количества людей, пришедших во власть из того самого прошлого. Менять отношение к себе как к государственному институту другим путем долго и требует совсем иных вложений. А так легко можно укрепить свои пошатнувшиеся позиции, свалив эту заботу на стрелочников в лице классных руководителей, которые в очередной раз должны будут сыграть заведомо провальную роль околоточных надзирателей и надсмотрщиков.
Именно классным наставникам дети демонстрируют свою самостоятельность в выборе способа существования свободной личности. Им же высказывают претензии представители администрации за несоблюдение требований, предъявляемых школой. А они, родимые, должны отследить и не пущать, грозным голосом наводить порядок в одежде и прическах не своих чад, следить за цветом рубашек мальчиков, за голыми животами девочек, самолично бороться с джинсами, непонятно почему на протяжении не менее двух десятков лет вызывающих стойкое неприятие власть придержащих. Для меня большая загадка такая устойчивая неприязнь к этому виду одежды. Менялись школы, директора, завучи, организаторы воспитательной работы, а несчастные джинсы считались и считаются неприличными для посещения уроков. За 15 лет свободного выбора вся ученическая рать оделась в них, невзирая на пол. И опять именно они попали в опалу. Школа остается верна традициям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|