Первая тетрадь
политика образования
|
ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Вопрос об ученической одежде перестал быть сугубо педагогическим и превратился в социальный. Авторитетная социологическая служба проводит всероссийский опрос россиян – вводить или нет школьную форму. Чем вызвано такое повышенное внимание общества к этому частному пункту внутришкольного устава? Оказывается, многие родители считают или хотят так думать,
что введение школьной формы радикально изменит ситуацию
в образовании. Школьная жизнь войдет в привычную колею, вернется уважение к учителю, дети начнут нормально учится. Школьная форма воспринимается ими как символ порядка, установленного хотя бы
в ограниченных пределах школы. Своеобразный плацдарм для борьбы за возврат былой, привычной жизни. И действительно с введением формы одежды в школу возвращается многое…
Во что одеть школьника?
Этот вопрос не случайно снова становится актуальным.
По ответам на него можно судить о переменах в общественном сознании
Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше – 31%.
Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%. Из них 39% считают, что «безусловно следует» ее вести. Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в первой декаде июля в 46 регионах России.
Существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18–24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к ее введению, – половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как “за” – лишь треть (38%).
По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержать такую меру.
Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее “дисциплинирующий” фактор (44%).
Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма дает чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких плюсов введения школьной формы. Причем среди молодежи 18–24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%).
Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить (32%) и “потеря индивидуальности” (18%). Также респонденты указывают на фактор затратности – 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% – на затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к минусам относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех – четверть опрошенных (25%), – кто не видит никаких недостатков во введении школьной формы.
Относительное большинство опрошенных (43%) считают: решение о введении школьной формы во всех школах России должно быть принято на уровне государства. Существенно реже респонденты указывают, что это прерогатива директора школы (15%) или региональных органов власти (13%). Лишь 12% опрошенных считают, что сами родители должны принимать решение о том, будет ли их ребенок ходить в школьной форме.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|