Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Руководители школ нередко заявляют о своей приверженности тем или иным ценностям, целям, принципам управления. Но, как известно, декларируемые и реализуемые ценности не всегда совпадают. Расхождение между ними можно увидеть, если проанализировать скрытые, не прописанные в функционале пласты организационной культуры. А чтобы сделать это, существуют специальные способы и приемы, которые описал старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами АПКиППРО Евгений Руднев в статье «Скрытая реальность: понимать, чтобы успешно управлять» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за 2006 год).
Автор рекомендует использовать описания организационных культур – типологии. Например, широко признанную в мировой практике типологию Ч. Хэнди. Этот ученый выделяет четыре типа организационных культур: культура, ориентированная на власть; ролевая культура; «командная» культура, ориентированная на задачу; культура индивидуальности, или ориентированная на личность. Исследование, проведенное в школе по типологии Хэнди, поможет не только ответить на вопрос о соответствии декларируемых целей ведущему типу культуры, но и составить план желательных изменений.
Также автор акцентирует внимание на деталях, которые помогают проявить скрытую реальность школы: обстановку в кабинете директора, школьные символы и мифы, лексикон официальных документов. Даже, казалось бы, небольшая деталь бывает порой весьма красноречивой. Скажем, формально документ отражает «структуру демократического управления школой», а детский орган самоуправления на схеме фигурирует как «совет командиров». Слово «командир» происходит из армейского лексикона. Вот и возникают вопросы: много ли в армии демократии? А в школе, где активно используют слово «командир»?

Как известно, школьные конфликты легче разрешать, если учителя и дети научаются лучше понимать друг друга. Но как прийти к такому пониманию?
В школе № 902 города Москвы решили начать с проведения совместного педсовета, на который пригласили учеников десятых классов. Цель педсовета: выявление взглядов педагогов и ребят на проблему взаимоотношений в школе. Накануне было проведено анкетирование, где выяснилось, что учителей и учеников объединяет желание уважительного отношения к себе. Но учителя больше ориентируются на выполнение социальной роли – транслятора знаний, а ученики больше хотят видеть в учителе человека, понимающего их, демократичного, отзывчивого.
Как пишут кандидат педагогических наук Татьяна Фролова и директор школы Рина Веселовская в статье «Педсовет, в котором на равных участвуют ученики и учителя» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2006 год), на педсовете обе стороны высказали свои претензии друг другу. «В ходе педсовета можно было заметить значительную открытость и заинтересованность учеников и некоторую напряженность учителей. Для некоторых педагогов позиция на равных была непривычной и даже неприемлемой. Однако в процессе работы над этическим кодексом, которую доверили сделать совместной группе взрослых и детей, возникла вполне деловая и доброжелательная атмосфера». И как потом оказалось, принятие этого кодекса стало первым шагом к последующим положительным переменам в школе.

В большинстве российских регионов в последние годы все меньше проводится олимпиад для учеников 5 – 9-х классов. А жаль: в этом возрасте ребята очень любознательны и с удовольствием участвуют в различных соревнованиях.
В статье кандидата педагогических наук Александра Фаркова «Математические олимпиады в основной школе» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 3 за 2006 год) определены требования к подбору заданий, описаны способы оценки, выявления победителей и призеров. Приводятся тексты заданий с указаниями к решению задач.
Вот некоторые рекомендации ученого. Число задач в тексте олимпиадной работы должно быть от 4 до 7 (при 1-3 заданиях могут возникнуть проблемы с определением победителей и призеров олимпиады, а если заданий более 7 – ребятам будет сложно настроиться на их решение). Все задачи в тексте работы должны располагаться в порядке возрастания трудности – сложности задания (автор разводит эти понятия и подробно описывает их суть). В числе первых задач должны быть одна-две, доступные большинству учеников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru