Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
У книжной полки
А.В.Хуторской
Педагогическая инноватика.
Методология, теория, практика.
М.: УНЦ ДО, 2005.
Сразу надо сказать, что книга довольно трудная, за один раз прочитываешь лишь несколько страниц. После этого требуется время на обдумывание, перечитывание, анализ своей практики.
Однако чтение может быть довольно интересным для тех, кто или сам пытался запустить инновационный процесс, или пробовал внедрить в свою практику открытия коллег.
Если вы одолеете (или пропустите) начало, где речь идет о понятиях, терминах, методологических основаниях, и доберетесь до глав, посвященных проектированию и внедрению, то сможете привести в систему многие факты и явления из своей инновационной практики. А возможно, и ответить на некоторые давно стоящие перед вами вопросы, поспорив или согласившись с автором.
Например, в книге описан портрет учителя, склонного заниматься инновационной педагогической деятельностью. В следующих разделах даны характеристики руководителя инновационного процесса, описана организация деятельности учителей в инновационной школе. Причем с примерами и указанием факторов, которые могут тормозить процесс.
Фрагментов из живой практики, цитат и статистических данных вообще приведено довольно много. Например, вкратце описано становление инновационной школы на базе традиционной.
Вообще нововведения в традиционной школе должны заинтересовать большинство читателей: авангардных школ не так уж много, а вот отдельные инновационные элементы пробовали использовать почти все.
Им будет интересно узнать себя в точной и остроумной схеме: сначала вы видите у коллег что-то вызывающее восхищение: «Ух ты!»; потом следуют попытки подражания: «И мы!»… Следующие стадии – методологический угар, осуществление замыслов, столкновение с результатами, отрезвление и скепсис… И наконец – труд, тяжелый и ежедневный.
Очень точно и узнаваемо!
А.В.Семенович
Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей.
М.: «Генезис», 2005.
Несмотря на подзаголовок, книга, на мой взгляд, может быть очень полезной для учителей.
Мы ведь о левшах знаем очень немногое: их нельзя переучивать, и у них все не так, как у правшей. А что именно «не так»? Автор вкратце обрисовывает нейрофизиологические особенности «левшат», замечая попутно, что ученые далеки от детального понимания этого явления. А заодно упоминает о наиболее часто встречающихся ошибках и завышенных ожиданиях взрослых, которые мешают маленькому левше и тормозят его развитие. Кстати, эти погрешности свойственны многим взрослым, и советы автора были бы полезны всем, кто занимается воспитанием детей с самыми разными проблемами. Например, с фразой «…процесс воспитания занимает в нашей жизни первое место по энергоемкости и последнее – по сиюминутным результатам» согласится, наверное, каждый из нас.
В дальнейшем автор рассматривает особенности «левшат» на фоне картины нейропсихологии детского возраста вообще. И приводит типичные проблемы и жалобы, с которыми родители таких детей обращаются в психологические консультации, предостерегает от типичных ошибок. Главы довольно сложные для неподготовленного читателя, в них встречается много специальных терминов.
Зато следующие посвящены этапам и методам преодоления трудностей. Здесь описаны пути коррекции – от игр до дыхательных упражнений и массажа. Приведены картинки и таблицы, необходимые для коррекционной работы. А к упражнениям даны примечания: на что нужно обратить внимание, какие могут быть ошибки и в чем их причина, как можно разнообразить работу.
Мне кажется, что многие упражнения с успехом можно использовать и в работе с не левшами – для тренировки фонематического слуха, ловкости, ориентации в пространстве.
В заключение же автор напоминает нам о том, что «левши – это вечные дети».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|