Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Реальное дело в режиме игры

Создать книгу, поставить спектакль, обустроить двор

В игре, тем более детской, важен процесс, а не результат. Удовольствие, азарт, радостное преодоление трудностей, демонстрация себя, проживание роли. А в итоге – ничего конкретного. Разве что воспоминания. Но есть игры особенные – созидательные. Когда в конце концов получается интересный, нужный продукт, востребованный за пределами игры, в обычной жизни: учебник журналистики на Всероссийском конкурсе школьной прессы (или любой другой учебник по любому предмету), книга жизни класса, программа развития школы на августовском педсовете, проект обустройства школьного двора, спектакль. Когда даже неопытные новички, закончив игру, чувствуют себя почти профессионалами в реальной технологии,
в настоящем производстве. Когда за один день методом проб и ошибок узнается, обдумывается, понимается столько, что хватило бы на год методичного обучения. В Московском культурологическом лицее это называется Большой Игрой.

На что это похоже

Большая Игра – собрание противоречий, множество непересекающихся линий, которые сплетаются причудливым образом. Этой формой всегда можно воспользоваться, если надо быстро и качественно создать что-нибудь необыкновенное, научить всех и сразу чему-то очень сложному. Была бы грандиозная задача, в общих чертах понятная, но абсолютно непроясненная в деталях, и любое количество энтузиастов, от десятков до сотен, собравшихся вместе хотя бы на пару дней.
Игра завершается демонстрацией продукта и грандиозным шоу, обязательно интерактивным, участникам вручают ценные награды за всевозможные достижения и бесценный опыт, умения, познания, приобретенные в ходе Игры.

Домашнее задание

Перед началом Игры все участники непременно получают домашние задания: выбрать роль, написать текст, собрать информацию, составить словарь терминов. Это не занудство, а накопление потенциала, без которого не добиться выполнения поставленной цели. В процессе подготовки команды и сплотятся, и научатся чему-то. Конечно, если задания интересные, посильные и действительно нужные – для дальнейшей игры, для жизни: тексты войдут в книгу, роль будет сыграна, словарь напечатан, информация востребована.

Принципиальное неравенство

Главный принцип Большой Игры – неравенство. Мы все неодинаковые, у нас разные таланты, разный запас сил и умений. Поэтому в Игре действует множество групп с разными целями, задачами, они разные по степени творчества, по виду деятельности. Каждый участник, и взрослый, и ребенок, может выбрать то, что подходит именно ему.

Сценарий Игры

Основной сценарный сюжет воспроизводит технологическую цепочку, необходимую для изготовления желаемого продукта. Скажем, если мы делаем книгу, то должны смоделировать весь книгоиздательский процесс. Создать группы писателей (каждая сочинит по одной главе), наборщиков (или переписчиков, если нет необходимой техники), редакторов, корректоров, верстальщиков, художников, фотографов… Если придумываем программу развития школы, формируем группы «родителей», «учеников», «учителей» – каждую со своими запросами, ожиданиями, возможностями. Участникам потребуются не только таланты, но и элементарные рабочие навыки. Если их не было раньше, они появятся в считанные часы. Игра не ждет. Зато как много нового узнаешь о себе: оказывается, я вот что умею. У человека, сотворившего действительно качественный продукт, научившегося грамотно обращаться с материалом, меняется самоощущение. Это касается и детей, и взрослых.
Дирекция Игры берет на себя организаторские функции, делает все, чтобы группы могли нормально работать и взаимодействовать.
Дирекция зрелищных мероприятий озадачена подготовкой финального шоу, сценических сюрпризов.
При всем разнообразии целей, стоящих перед группами, у каждой есть понятная инструкция, позволяющая ориентироваться в меняющейся ситуации, не терять нить.
Непредсказуемость – это нормально для Игры, если она не срежиссирована, не распланирована заранее. Но из хаоса должен все-таки родиться порядок. Сценарий, задания, инструкции – надежная опора в спонтанно развивающемся игровом процессе.

Един во многих лицах

Участники Игры раньше были одноклассниками, земляками, соседями. Эти связи сохраняются. Как общий фон. Сейчас игроки – прежде всего члены команды. Они болеют за нее, стремятся обыграть соперников. Но внутри группы у каждого есть определенная роль: тьютор (ненавязчивый взрослый), редактор (капитан), ответственный секретарь, курьер. Время от времени собираются, к примеру, секретари или курьеры всех групп. Они получают необходимую им информацию, обмениваются опытом. Возникает новое сообщество – секретарей. Оставаясь патриотом своей команды, ребенок становится членом еще нескольких объединений – гражданином мира Игры. Он в курсе всего, что происходит вокруг. Он связан множеством нитей с разными людьми, коллективами. Соперничество, азарт, радость победы остаются. Но на первый план выходят сотрудничество, кооперация. Ведь судьба конечного продукта зависит от слаженной работы всех групп.

Равенство усилий

В школе взрослый, желая поддержать учеников, нередко маскирует свою роль, как бы прячется за спинами детей: «Ребята сами делают газету, сами ставят спектакли». Хотя именно педагог держит на своих плечах весь процесс. Доверяя учителю, ребята искренне думают, что всё умеют, не подозревая, как многому еще предстоит учиться.
С другой стороны, в школе взрослый обычно учит тому, что хорошо знает сам, а значит, слово его непреложно.
В Игре у каждого своя роль. И тут видно, что у тебя получилось, а что нет, на что способен ты сам, без подпорок. Роль ограничивает всевластие взрослого, защищает право ребенка на самостоятельное решение. Игра, таким образом, разрушает учительскую монологичность, строгую иерархичность отношений. Она становится испытанием и для взрослых, и для детей.
«Именно оттого, что требуется большое напряжение сил, просыпаются и предъявляются миру наши новые качества. Иными словами, результат Игры – это то, что остается с вами после Игры» (Татьяна Михайлова).
Подробная информация о Больших Играх, происходивших в культурологическом лицее, – на сайте www.lgo.ru.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru