Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Жак НИМЬЕ

Класс в четырех проекциях

Взгляд психолога на возможности ученического коллектива

Психолог Жак Нимье описывает модели отношений педагога с классом, опираясь не столько на способ взаимодействия, сколько на психологическую атмосферу.

Класс можно воспринимать как собрание личностей. Учитель стремится разглядеть каждого ребенка, дать ему возможность проявиться. И сам не прячется за роль. Он всегда готов выслушать учеников. Ведь без диалога нет образования, понимаемого как обогащение личности и взрослого, и ребенка.
Гораздо реже педагог понимает, что в классе собрались люди, прошедшие разный путь развития. Они неизбежно влияют друг на друга, порой не осознавая этого. Просто фактом совместного существования в едином времени и пространстве, случайным словом. В классе возникает множество одновременно протекающих процессов. Иногда нужно прислушиваться не к отдельному ребенку, а к классу в целом. Для этого приходится отстраняться, выходить за рамки ситуации, чтобы не потерять себя, не раствориться.
Класс бывает нужен учителю для оказания определенного давления на личность ребенка. Опираясь на свой авторитет, преподаватель манипулирует классом, чтобы добиться поставленной цели. В частности, обучить детей как можно лучше тому, что требует программа или его собственный внутренний голос.
Многие педагоги воспринимают класс как силовую сеть, где дети учатся жить независимо. Такой учитель, объясняя материал одному ученику, опирается на помощь его одноклассников. И у каждого складывается свой путь в освоении программы.
Класс может использоваться как место воспитания будущих граждан. Здесь ребята учатся уважению к другим людям, к чужим мнениям, учатся сотрудничать. Их жизнь в классе – это общественная деятельность в миниатюре. Проект будущей жизни страны, которая станет гораздо более человечной благодаря их усилиям.
Класс также порой становится для ребенка местом постижения тайны человеческих взаимоотношений.
Все многообразие учительских представлений о классе можно свести к двум вопросам, обращенным к самому себе. Я влияю на класс, веду его, выращиваю, оставляю на нем отпечаток своей индивидуальности? Или класс влияет на меня, меняет, учит, заставляет менять ранее принятые решения (например, объем домашнего задания)? Наверняка мы отчасти согласимся и с первым, и со вторым утверждениями. Все дело в пропорции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru