Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Франсуа МЮЛЛЕР
Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Учитель и ученики: модели взаимодействия на уроке

Самая традиционная модель – китайская. Фигура педагога масштаба. Он в центре процес­са, читает с кафедры. Ему принадлежат все права, от него исходят все распоряжения, сообщения. Ученики лишь послушно внимают (1). Зато они находятся в равном положении, на равном расстоянии, в равных условиях. И каждый напрямую связан с педагогом (пусть на порядочной дистанции), каждый может обратиться к нему и получить ответ. Если учитель ведет урок интересно, изобретательно, не унижает и не оскорбляет детей, они многому научатся.

(1) ученики послушно внимают

(1) ученики послушно внимают

Модель бюрократическая предполагает распределение ответственности и строгую иерархию (2). Учитель связан только с несколькими учениками, которые транслируют его идеи, задания отдельным группам одноклассников. Зато с ближайшим окружением у педагога налажены прочные эффективные связи. Это почти индивидуальная работа с ребенком, короткая дистанция. Остальные дети для учителя еле различимы. Они не могут обратиться к нему непосредственно. Он не получает от них никакой обратной связи. Но между собой дети активно взаимодействуют. К сожалению, класс, состоящий из небольших групп, не связанных друг с другом, непрочен. Если педагог ослабит контроль, система рухнет.

(2) распределение ответственности

(2) распределение ответственности

(3) отсутствуют некоторые звенья системы

(3) отсутствуют некоторые звенья системы

Или превратится в советскую модель, где сохраняет­я структура, но отсутствуют необходимые звенья (3). Учитель не хочет или не может сообщить ничего важного, четко организовать урок. Да и его ближайшее окружение не всегда дееспособно. В этом случае появляются группы, существующие абсолютно автономно, вне всякого руководства. Конечно, есть риск анархии, но у ребенка возникает шанс действовать самостоятельно. Кто-то становится независимым работником, а кто-то – организатором группы.

(4) учительской энергии хватит на всех

(4) учительской энергии хватит на всех

Восточная модель ориентирована на личность педагога. Здесь важен не его функционал, а то тепло, свет, которые он излучает. Учительской энергии хватает на всех (4). Для каждого ребенка педагог находит свой подход, свой лучик. Однако, стремясь к общению с учителем, получая от него помощь, чувствуя себя неповторимыми, вознесенными над миром, дети иногда не замечают одноклассников, они не связаны друг с другом. И если солнце вдруг погаснет, мир погибнет.

(5) главное действующее лицо – ребенок

(5) главное действующее лицо – ребенок

Федералистская модель дает нам картину сложных взаимодействий различных фигур вне иерархии, вне жесткой структуры. Найти на этих рисунках фигуру педагога нелегко. Он часть единой системы и так же незаменим, как ученик. Такой преподаватель почти никогда не стоит у доски, не сидит за учительским столом. Он рядом с детьми, даже чуть позади. Главное действующее лицо на уроке – ребенок (5). Дети активно взаимодействуют друг с другом, со взрослыми. Успех каждого зависит от общей слаженности, а проблемы решаются коллективно. Впрочем, в такой неструктурированной модели кроется своя опасность – потерять отдельных детей или эффективность системы в целом, превратиться в хаос.
Разглядывая детали рисунков, вы будете снова и снова анализировать свои взаимоотношения с учениками. И в результате обязательно придете к собственной неповторимой модели.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru