Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ИНТЕРЕС
Франсуа МЮЛЛЕР
Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ
Учитель и ученики: модели взаимодействия на
уроке
Самая традиционная модель – китайская.
Фигура педагога масштаба. Он в центре процесса,
читает с кафедры. Ему принадлежат все права, от
него исходят все распоряжения, сообщения.
Ученики лишь послушно внимают (1). Зато они
находятся в равном положении, на равном
расстоянии, в равных условиях. И каждый напрямую
связан с педагогом (пусть на порядочной
дистанции), каждый может обратиться к нему и
получить ответ. Если учитель ведет урок
интересно, изобретательно, не унижает и не
оскорбляет детей, они многому научатся.
(1) ученики послушно внимают
Модель бюрократическая предполагает
распределение ответственности и строгую
иерархию (2). Учитель связан только с несколькими
учениками, которые транслируют его идеи, задания
отдельным группам одноклассников. Зато с
ближайшим окружением у педагога налажены
прочные эффективные связи. Это почти
индивидуальная работа с ребенком, короткая
дистанция. Остальные дети для учителя еле
различимы. Они не могут обратиться к нему
непосредственно. Он не получает от них никакой
обратной связи. Но между собой дети активно
взаимодействуют. К сожалению, класс, состоящий из
небольших групп, не связанных друг с другом,
непрочен. Если педагог ослабит контроль, система
рухнет.
(2) распределение ответственности
(3) отсутствуют некоторые звенья
системы
Или превратится в советскую модель,
где сохраняетя структура, но отсутствуют
необходимые звенья (3). Учитель не хочет или не
может сообщить ничего важного, четко
организовать урок. Да и его ближайшее окружение
не всегда дееспособно. В этом случае появляются
группы, существующие абсолютно автономно, вне
всякого руководства. Конечно, есть риск анархии,
но у ребенка возникает шанс действовать
самостоятельно. Кто-то становится независимым
работником, а кто-то – организатором группы.
(4) учительской энергии хватит на всех
Восточная модель ориентирована на
личность педагога. Здесь важен не его функционал,
а то тепло, свет, которые он излучает. Учительской
энергии хватает на всех (4). Для каждого ребенка
педагог находит свой подход, свой лучик. Однако,
стремясь к общению с учителем, получая от него
помощь, чувствуя себя неповторимыми,
вознесенными над миром, дети иногда не замечают
одноклассников, они не связаны друг с другом. И
если солнце вдруг погаснет, мир погибнет.
(5) главное действующее лицо –
ребенок
Федералистская модель дает нам
картину сложных взаимодействий различных фигур
вне иерархии, вне жесткой структуры. Найти на
этих рисунках фигуру педагога нелегко. Он часть
единой системы и так же незаменим, как ученик.
Такой преподаватель почти никогда не стоит у
доски, не сидит за учительским столом. Он рядом с
детьми, даже чуть позади. Главное действующее
лицо на уроке – ребенок (5). Дети активно
взаимодействуют друг с другом, со взрослыми.
Успех каждого зависит от общей слаженности, а
проблемы решаются коллективно. Впрочем, в такой
неструктурированной модели кроется своя
опасность – потерять отдельных детей или
эффективность системы в целом, превратиться в
хаос.
Разглядывая детали рисунков, вы будете снова и
снова анализировать свои взаимоотношения с
учениками. И в результате обязательно придете к
собственной неповторимой модели.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|