Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Никита СМИРНОВ,
профессор,
заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны
и укрепления здоровья Академии ПКиППРО

Проводим экспертизу сами

Пусть она не будет профессиональной, зато позволит увидеть отдельные упущения в педагогической работе и внимательнее отнестись к состоянию школьников на уроках

Ориентировочная оценка школы может быть проведена по следующим показателям:

1. Желание учеников посещать школу – простой, но очень информативный показатель. Он отражает не только психологические характеристики (такие как стиль взаимоотношений с учителем, психологический климат в классе), но и интерес к урокам, предметам.
2. Объем дневной учебной нагрузки на учеников (по числу уроков и времени, затрачиваемому на приготовление домашних заданий).
3. Курящие школьники. Их наличие или отсутствие в школе и на ее территории – объективный показатель результативности воспитания культуры здоровья.
4. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.
5. Содержание уроков физкультуры и их эмоциональная атмосфера.
6. Жизнь в школе после окончания уроков: пустеет ли школа на 2/3 суток или активная жизнь учеников и педагогов в ней продолжается не менее интенсивно, чем на уроках, но в другом ключе, давая выход накопившимся эмоциям, разряжая напряжение, позволяя заниматься тем, что интересно.
7. Активность и интерес школьников к участию в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья. Мероприятия, проведенные ради «галочки», наносят даже больший вред, чем их отсутствие. Дети, подростки острее, чем взрослые, чувствуют фальшь, и на этом фоне умные слова и правильные призывы уже не воспринимаются.
8. Психологический климат в педагогическом коллективе. Усилия одного директора и нескольких учителей при безразличном или негативном отношении других педагогов могут затормозить работу в этом направлении вплоть до полного ее прекращения.
9. Вид учеников, выходящих после уроков (особенно в середине дня): тягостно ожидающие следующего урока или оживленные, эмоционально адекватные, готовые заниматься снова и снова.
10. Характер взаимоотношений учеников с учителями и друг с другом: доброжелательность, взаимопонимание, готовность к поддержке или настороженность, дистанцированность, неискренность, зависть.
11. Отношение к школе большинства родителей учеников: приходят ли они по принуждению, по вызову, выслушивая жалобы и требования, или с готовностью участвуют в разработке и реализации программ, меро-
приятий, связанных с тематикой здоровья.
12. Результаты проведения мониторинга здоровья учеников и происходящих в школе изменений. Они могут быть использованы не ранее полугода с начала целенаправленной работы в этом направлении. Анализировать получаемые результаты должны специалисты на основе комплексного подхода, но опытному специалисту даже по некоторым отдельным показателям ясна общая картина.

А вот несколько советов учителю для проведения такой экспертизы:

1. В течение урока, особенно в первой его половине, несколько раз целенаправленно оцените свое воздействие на состояние учеников, уровень их работоспособности, утомления, интереса. Особое внимание обратите на школьников «группы риска» – повышенно утомляемых, болезненных, легковозбудимых, «трудных подростков».
2. Понаблюдайте за психологическим состоянием детей, выходящих из класса после окончания своего урока, какие они: уставшие, огорченные, безразличные или активные, радостные, воодушевленные? Сопоставьте их состояние со своим: совпадают ли они? И с этих позиций оцените качество проведенного урока.
3. В соответствии с тем, что вы увидели, если возможно, проведите корректировку плана урока, измените его темп, плотность, проведите активизирующую или релаксирующую «минутку отдыха», улыбнитесь, пошутите, то есть помогите своим ученикам сделать передышку.
4. Перед завершением урока можно предложить ребятам записать на одинаковых маленьких квадратиках бумаги оценку своего состояния после урока – в баллах от 1 до 10. Сравните полученные оценки со своим впечатлением от проведенного урока. (Предварительно детям надо разъяснить, как проводится такая оценка, предложить потренироваться в самоощущении своего состояния и его оценке.)
5. Проведите небольшое исследование (не обязательно с намерением написать диссертацию!): проанализируйте, от каких факторов зависит состояние ваших учеников на уроке – от дня недели, предшествующего урока, погоды, вашего собственного состояния и т.п. Начав с установления простых закономерностей, вы сможете понять более глубокие причины и внести необходимые коррективы в свою работу.
6. Обязательно фиксируйте результаты наблюдений и исследований, свои впечатления от каждого урока с точки зрения интересов здоровья школьников.
7. При сформированном навыке оценивания выделите в каждом классе несколько учеников, которые будут для вас индикаторами состояния всего класса. Внимательно следите за тем, что происходит с этими ребятами в ходе урока.
8. Не упускайте случая посетить уроки товарищей – не с инспекционной целью, а как коллега, поучиться опыту. Это будет своеобразной «малой экспертизой», которая наподобие репетиции экзамена поможет вам как в зеркале увидеть некоторые недостатки своей работы, а вашему коллеге – получить ту доброжелательную обратную связь, без которой невозможно ни профессиональное, ни личностное развитие.
9. Используйте любую возможность повысить уровень своей компетентности в вопросах охраны здоровья учащихся, здоровьесберегающей педагогики. Компенсируйте дефицит знаний по этим вопросам, который очень заметен у выпускников педагогических вузов!
10. Если по каким-либо причинам вы не можете повысить квалификацию на курсах, приобретите соответствующую литературу, обменивайтесь опытом со своими коллегами. Конечно, чужой опыт не заменит систематизированных знаний, но расширит ваше понимание части проблем, позволит увидеть, что многие проблемы одинаковы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru