Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Никита СМИРНОВ,
профессор,
заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны
и укрепления здоровья Академии ПКиППРО

Оценка по шкале "здоровье"

Измеряем неучебное воздействие образовательного процесса

Согласно статистике практически здоровыми школу оканчивают лишь 5-10 процентов учеников. К сожалению, среди основных причин, ослабляющих детское здоровье, специалисты выделяют роль внутришкольной образовательной среды. Многочисленными исследованиями доказано, что именно воздействие образовательного процесса существенно влияет на здоровье школьников.
На вопрос: «Можно ли обучать детей без ущерба для их здоровья при современных требованиях к уровню обучения?» – ученые отвечают по-разному. Многие – отрицательно. Но практика работы лучших школ свидетельствует, что воздействием школы на здоровье можно управлять. И первый шаг к этому – проведение комплексной экспертизы.

Исследователи выделяют целый ряд так называемых «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье детей.
Какие же это факторы?
Чаще всего подобный вопрос вызывает ассоциации с требованиями СанПиНов.
Однако гигиенические факторы совокупно определяют воздействие школы на здоровье лишь на 15-20 процентов. Примерно такой же «вклад» вносит несовершенство образовательных программ и учебников, а также неправильная организация образовательного процесса, включая расписание уроков.
Оказывает свое влияние и всевозрастающая интенсификация образовательного процесса.
В совокупности вышеперечисленные факторы примерно на 50 процентов определяют воздействие школы на здоровье учеников.
А от чего же зависят другие 50 процентов?
От учителя! Именно от его профессионализма зависит, в каком состоянии и с каким результатом для здоровья покинут ученики его урок. Его работа – это и своевременная корректировка гигиенических условий в классе, и использование педагогических технологий, снижающих перегруженность образовательных программ, и уровень индивидуализации педагогических воздействий, и создание на уроке психологической ситуации, включающей всех учеников в продуктивную работу…
Но кто и когда оценивает все эти воздействия?
Работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья учеников, до последнего времени оставалась на периферии внимания специалистов.
Она была затруднена отсутствием методик такой оценки, запроса общества на эту информацию. Но самое важное – не было системного подхода к проблеме. В последние годы все это появилось. Поэтому управлять влиянием образовательного процесса на здоровье детей стало технологически возможным.
Вопрос: с чего начать?
Традиционный путь, которым идут многие школы, – приобретение медицинской и другой техники лечебно-оздоровительной направленности, привлечение медицинских работников. Но, на наш взгляд, целенаправленной профилактикой заболеваний, а тем более их лечением должны заниматься все-таки в медицинских учреждениях! Школа же должна заниматься своим делом, но так, чтобы при этом обеспечить, гарантировать сохранение, а по возможности и укрепление здоровья учеников. И если поставить такую цель, то первым шагом на пути ее реализации должна стать объективная и профессиональная оценка той работы, которую в этом направлении проводит школа. Вот для этого и необходима комплексная экспертиза!
Проведение экспертизы уже само по себе может помочь педагогам мобилизоваться, повысить требовательность к своей работе, а полученные результаты, рекомендации экспертной комиссии – позволят понять, где допущены просчеты, в чем причины плохих результатов, а что, наоборот, можно отнести к достижениям, развивать, усиливать. И что особенно важно, получение экспертного заключения позволяет ответить на самые главные вопросы: что надо делать, как и какие имеющиеся ресурсы актуализировать.
Важно подчеркнуть: экспертиза проводится не с целью выявить нарушения и наказать за имеющиеся недостатки, а с целью помочь педагогическому коллективу, администрации увидеть причины недостаточно эффективной работы в данном направлении, изыскать возможности для ее улучшения. Поэтому, когда меня и моих сотрудников называют «комиссией», я обычно возражаю: мы не комиссия, а ваши коллеги.
Поставить вопрос о необходимости (желательности) проведения такой тематической экспертизы могут в первую очередь управление образования и администрация образовательного учреждения. Также в роли инициатора проведения экспертизы могут выступить и педагогический коллектив, и, конечно, заказчики образования – родители учащихся (родительский комитет, попечительский совет и др.). Лучше всего, когда намерения всех сторон совпадают. Тогда можно не опасаться проблем с выделением средств на проведение экспертизы и «тихого» саботажа ее учителями, рассматривающими очередную проверку своей работы с настороженностью и недоверием.
Чтобы объективно оценить все стороны работы образовательного учреждения, помочь найти причины неудач, дать действенные рекомендации, в состав группы экспертов входят обычно педагог, врач и психолог. К проведению этой работы, по согласованию с администрацией, часто привлекаются и учителя данной школы (после соответствующего инструктажа).
Из опыта проведения экспертиз известно, насколько важным является отношение к проводимой экспертизе педагогического коллектива, его неформальных лидеров. Если оно доброжелательное, понимающе-заинтересованное, коллегиальное, то и вся работа проходит дружно, на хорошем эмоциональном фоне и как следствие дает эффективный результат. Поэтому мы всегда стараемся перед проведением экспертизы встретиться с педагогическим коллективом, разъяснить цели нашей совместной работы, развеять необоснованные опасения, подчеркнуть, как могут быть использованы полученные результаты.
По методическим и организационным вопросам проведения такой экспертизы можно обращаться в Центр медико-психологических проблем образования при Фонде развития дополнительного профессионального образования (Тел./факс (495) 197-31-20. MPEC@freemail.ru) или на кафедру психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (тел. (495) 452-89-97).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru